Метапредметное занятие по формированию регулятивных УУД Тема занятия Что значит учитьс



Технологическая карта метапредметного занятия по формированию регулятивных УУД

Тема: Что значит учиться? Что такое учебная деятельность?

Цели учителя: создать условия для формирования представлений об учебной деятельности; организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности

Цель ученика

Уровни усвоения знания

Внешне наблюдаемые действия

Средства контроля достижения цели

Критерии и шкала оценки

Узнать, что значит учиться

знакомство

Правильно отвечают на вопрос: «Что значит учиться?»

Вопрос: «Что значит учиться?»

Ответ считается полным, если в тексте ответа содержится формулировка двух существенных компонентов процесса учения: «Учиться – это значит, когда сам что-то пытаешься сделать, и это не получается по причине что еще чего-то не знаешь или не умеешь, во-первых, выяснить чему тебе надо научиться, а во-вторых, самому (как условие) приобрести нужные знания и умения, и потом успешно сделать то, что раньше не получалось». – 2 балла.

Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов процесса учения и/или не указаны необходимые условия для его возникновения, начала и завершения, содержащиеся в полном ответе. − 1 балл.

Отсутствует ответ, если нет указаний на существенные компоненты процесса учения и необходимые условия для его возникновения и завершения – 0 баллов.

Опорные знания

Новые знания

Основные части учебной деятельности: вначале, когда сам что-то делаешь и не получается, надо понять, почему не получается и чему надо научиться; потом надо самому найти нужные знания и умения, и сделать то, что раньше не получалось.

Результат учебной деятельности — новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я (ученик) раньше делать не мог.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация

Организует беседу с учащимися.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по стране знаний вместе с Мишей и Леной. Познакомимся с ними поближе. Лена, как и вы, только поступила в 1 класс. Миша учится уже в 4 классе и помогает сестре.

Открывает слайд с изображением Лены и Миши.

-Лена задала брату вопрос:

«Для чего нужно каждый день ходить в школу, сидеть на уроках, выполнять домашние задания?»

-Как бы вы, ребята, ответили на вопрос Лены? Зачем вы пришли в школу?

— Да, вы, действительно, пришли в школу, чтобы учиться.

— Теперь познакомимся с родителями Лены и Миши.

Открывает слайд с изображением семьи.

— Догадайтесь, кем они работают. Чем приходится им заниматься?

— Родители каждый день ходят на работу, а вы в школу, можем ли мы сказать, что учеба – это особая деятельность?

-Действительно, учиться – это особая работа. Теперь у вас тоже есть такая работа – УЧИТЬСЯ.

Дают разные варианты ответов.

— Все ходят в школу, и я хожу.

— Так хотят мои родители.

— Чтобы стать умнее.

— Учиться, получать оценки.

-Учиться и получать знания.

Высказывают свои предположения.

— Да, можем.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения

Демонстрирует слайд.

-Лена в недоумении: «Что значит «учиться»?»

-Кто точно знает и может объяснить, что значит учиться? Расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться.

-У кого другое мнение?

-У кого нет варианта ответа?

-Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа вовсе. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!

-На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ?

Высказывают свои мнения.

-Узнавать новое.

-Становиться умнее.

-Уметь все делать без чьей-либо помощи.

— На вопрос «Что значит учиться?»

3. Выявление причины затруднения

-Почему мы не смогли дать Лене конкретный ответ?

-Какую цель можно поставить перед собой.

— Мы не знаем, что значит учиться.

-Узнать, что значит учиться.

4. Проблемное объяснение нового знания

-Вспомните случай, когда вам приходилось много раз повторять одно и то же, одни и те же действия, чтобы научиться чему-то.

— Почему у вас сразу не получалось? В чем было ваше затруднение?

— Что вы стали делать, когда не получилось?

— После того как разобрались, что было не так, и как надо было действовать, что вы сделали, чтобы научиться?

— Так что же сначала важно понять, когда учишься?

— А как можно понять, что я не знаю и не умею?

-Итак, «учиться» — это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.

Пробую действовать

На слайде постепенно получается схема:

Понимаю, чего я не знаю

Узнаю способ и тренируюсь действовать

-Сегодня мы с вами говорили, что учиться – это особая работа, особая деятельность. А как бы вы назвали эту деятельность?

-Из каких же частей состоит учебная деятельность?

-Как вы считаете, а что является результатом учения?

-Что меняется в ученике, когда он учится?

— А кому и для чего нужны результаты твоей учебной деятельности?

— Правильно, ребята. Ведь если не учиться, вот, что может получиться.

Демонстрирует картинки на слайдах.

-Взялся бы неуч дом строить — стена бы завалилась. Пошел бы в моряки – корабль на мель посадил. Решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить большегрузные машины или самолеты в голубом небе, – прежде всего, надо учиться. Школа – начало пути к любой профессии.

На слайдах появляются слова: активность, застенчивость, смелость, старательность, честность, серьезность, начитанность, бережливость, трудолюбие, любознательность, нахальство, находчивость, усидчивость, упорство, рассеянность.

Просит прочитать слова читающих детей (или читает сам).

-Выберите те качества, которые, помогут вам учиться.

-Можете ли вы дополнить список таких качеств?

Приводят свои примеры.

Называют варианты ответов.

— Стали разбираться, что сделали не так, как надо было действовать.

— Повторили заново то, что раньше не получалось.

— Понять, чего я не знаю и не умею.

— Надо попробовать самому сделать.

— Попробовать выполнить действие, выяснить, что не знаем и не умеем.

— Учеба, учебная деятельность.

— При выполнении пробного действия (1), понять чего я не знаю и не умею (2), самостоятельно найти способ и применить его (3), т. е. приобрести умения.

— Новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я раньше делать не мог.

Изменяются знания и умения: вначале у меня (него) были одни знания и умения, а в ходе учебной деятельности появились другие знания и умения.

-Знания и умения нужны мне для последующей учебы, успешной работы и жизни.

Выбирают и озвучивают слова, обозначающие качества, которые, по их мнению, помогут в учении. По возможности дополняют этот список.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А теперь давайте еще раз для Лены повторим, что значит — «я учусь»?

— Вы поняли, что значит учиться?

– Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Повторяют хором.

-Это значит, когда я что-то делаю… (сам и не получается), я, во-первых,должен понять… (что я не знаю), и во-вторых… (сам должен добыть нужные знания) и сделать то… (что раньше не получалось).

6. Самостоятельная работа

-Из деталей, лежащих у вас на партах, нужно изготовить сувенир для Лены и Миши. Показывает образец.

-Вы когда-нибудь раньше мастерили такую поделку?

-Хотите научиться ее делать?

— Расскажите, как вы будете действовать? Посмотрите на экран, картинки на слайде помогут вам.

-Назовите, чему вы должны научиться, что вы пока не знаете.

-Что будете делать дальше?

— У всех ли получился сувенир?

-Я думаю, что наши новые друзья будут довольны.

Нет.

-Хотим.

-Мы будем делать поделку сами.

-Мы пока не знаем, как из этих деталей сделать поделку.

— Надо узнать, найти способ, как ее сделать правильно.

Дети выполняют поделку. Сравнивают с образцом.

Проводят самооценку выполнения задания.

7. Рефлексия

-Вспомните, что же вы узнали на этом занятии?

-Что значит «учиться»? Кто понял, что такое учиться?

-Кто сам научился мастерить поделку? Молодцы!

-Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

— Но вы только начинаете учиться. Как этобудет получаться, зависит только от вас.

-Мы узнали, что значит учиться.

-Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.

Высказывают свои мнения.

Используемая литература

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

Освоение метапредметного содержания в процессе перехода к новым стандартам общего образования : учеб.-методич. пособие / Ю. В. Агапов, Т. В. Васильченкова, Л. В. Мишакова ; под научной ред. Ю. В. Агапова ; Мин-во образования Ряз. обл., обл. гос. бюдж. образоват. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2012.




map