Метод куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками



Метод «куклотерапии» в логопедической работе с дошкольниками.

В нашем детском саду работает логопедический пункт. В него зачисляются дети старшей, подготовительной группы. Дети, посещающие занятия не имеют сложных речевых дефектов, но нуждаются в помощи логопеда.

А поскольку наши дети дошкольники, то основным средством и методом работы с детьми является игра. Я считаю, что этот вид деятельности помогает не только развивать, воспитывать, но и обучать дошколят правильной речи. Для более успешного достижения поставленных целей, а это формирование правильной, красивой речи я использую в игре с детьми куклы. А назван этот метод – метод «куклотерапии». Это целый педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также влияющий на активизацию психических процессов(памяти, внимания, мышления, воображения). Этот метод лечения основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

«Куклотерапия» широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушением поведения, в развитии речи. Игрушка участвует в постановке спектакля. Важно, чтобы в театрализованной игре было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец всегда должен быть позитивным.

Таким образом, технология «куклотерапии» выражается в усилении эмоционального напряжения, которое испытывает ребенок, до такой степени, что оно может перейти в новую форму – расслабление. Постепенно дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В «куклотерапии» используются такие варианты кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные куклы, куклы-костюмы.

В 1984 году И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская предложили использовать перчаточные куклы в работе с детьми для устранения заикания. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Таким образом, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет педагогу незаметно исправлять ошибки в речи.

С помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения.

Конечно, не все занятие является игрой. Все зависит от целей занятия, интересов детей и индивидуальных особенностей дошколят. Кукла может использоваться на артикуляционной и дыхательной гимнастике, в пальчиковых играх и т.д.

Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.

Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное вербальное и невербальное выражение различным эмоциям, чувствам, состоянием, развивать внимание и способность концентрироваться. Для взрослого это замечательная возможность корректного, косвенного воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивление у детей.

Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. «Куклотерапия» позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в развитие ребенка .

Прежде, чем взяться за использование метода «куклотерапии» в логопедической работе, я изучила научную литературу, проанализировала материалы в сети интернет. Собрала стихи, сказки, короткие рассказы. Определилась с куклами, которые необходимо изготовить.

Естественно моими вдохновителями стали дети. Им ближе животные, птицы, дети. Все маленькие дети верят в сказку, мы на своих занятиях пытаемся ее рассказывать.

Куклы я изготавливаю сама: шью их из фетра, рисую на бумаге, картоне, придумываю недостающие атрибуты из бросового материала. Эти куклы одеваются на руку, пальцы рук. Подробнее о них можно узнать в моей работе «Делаю сама».

По данной теме я работаю год. И могу с уверенностью сказать, что метод «куклотерапии» хороший метод в работе с детьми с нарушением речи. Согласно, проведенного мониторинга на конец года, процент детей с хорошей речью повысился. Конечно, нужно отметить и вклад родителей. Они интересовались успехами и неудачами детей, выполняли задания совместно с детьми.






map