Метод моделирования в системе ТРИЗ



Метод моделирования в системе ТРИЗ.

Воспитатель

МБДОУ № 110 г. Мурманска

Шашерина Людмила Ивановна

В настоящее время появилось большое количество образовательных программ, технологий, различных методов, которые используются в современном образовательном процессе на основе личностно-ориентированной модели обучения, но наибольший интерес представляет метод моделирования.

Психическое развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта, культуры, включающей различные знаково-символические системы. Осмысление опыта отдельных наук привело к попыткам использовать моделирование при решении педагогических задач. Несмотря на то, что моделирование как метод научного познания известен науке и используется с давних времен, проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-педагогических исследованиях лишь в последние 20-30 лет (В.А. Стуканов. А.И. Айдерова, В.В. Давыдов, Д.Б. Элыйнин, ЛИП Фридман, Н.Г.Салмина и другие).

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия, на основе которого требуется создать в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или явлении, составить схему изучаемого явления. Решать успешно эти задачи помогают модели и метод моделирования, поскольку метод моделирования способствует осуществлению системного подхода в ознакомлении детей с окружающим миром, формирует интерес к окружающему ребенка миру.

На современном этапе развития отечественной педагогики разработаны разнообразные обучающие модели для различной деятельности детей дошкольного возраста. Это модели по обучению грамоте, звуковому анализу слов (Л.Е. Журова), конструированию (Л.А. Парамонова), по формированию природоведческих знаний (Н.Н. Кондратьева, И.Целищева), представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М. Крылова) и другие.

При этом учитывается основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Наиболее широко и разносторонне можно применять модели и метод моделирования при ознакомлении ребенка с окружающим. На современном этапе развития теории и практики дошкольной педагогики ознакомление с окружающим считается одним из ведущих средств всестороннего развития и воспитания детей к окружающему ребенка миру.

Уже несколько лет глубоко изучают проблему внедрения теории решения изобретательских задач в практику детских садов (ТРИ 3).

Суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешении противоречий и взаимосвязях всех компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы — будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.

ТРИЗ хорошо «зарекомендовала» себя в изодеятельности, математике, обучении грамоте, эстетическом и экологическом воспитании.

ТРИЗ — это теория решения изобретательных задач, попытка создать метод,посредством которого можно решать многие задачи, в том числе ипедагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве. ТРИЗпомогает решать следующие задачи при работе с детьми дошкольного возраста:1) осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром,формирование системного мышления; 2) воспитывать интерес к собственнымоткрытиям через поисковую и исследовательскую деятельность; 3) учить знать илюбить себя; 4)развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивнойдеятельности; 5)придавать занятиям, играм комплексный характер.Основные пути решения этих задач:

— интенсифицировать подачу информации в различных игровых ситуациях перейти на качественно новый, другой уровень и знакомить детей с системой;

— выстраивать всю информацию структурно и знакомить детей с системой, в которой легче просматриваются закономерности развивающих понятий и явлений;

— переход одной информации в другую; взаимосвязь между ними.

Отработав первые навыки, ребенок сможет сам выстраивать структуру из любых доступных ему понятий и заполнить ее содержанием, используя известную ему информацию.

Цель ТРИЗ педагогики: формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовка к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Обращение к технологии ТРИЗ вызвано тем, что ТРИЗ позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем, не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач.

Метод ТРИЗ дает высокие результаты развития творческого мышления дошкольников, ТРИЗ способствует освобождению мыслительной деятельности от психологической инерции. Эта технология оказывает реальную помощь педагогам и родителям в воспитании в малышах — цельной творческой личности.

Метод моделирования в системе ТРИЗ приводит к самостоятельному использованию некоторых операций моделирования. Моделирование условий задачи схемами и возможных вариантов решений. Описание или повествование (история, стихотворение, рассказ, сказка), как сочиненного самим ребенком, так и прочитанного взрослым, средствами моделирования. Работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице, на системном операторе. Например, цепочка схем на полоске, рисование основных и узловых моментов сказки и т.д.

Моделирование заключается в том, что создаются упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать: «Осознание того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не самой реальностью, является важнейшей особенностью современного научного подхода».

Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но при правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и условий применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно. Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа, и наоборот.

Модель может быть графической (чертеж, картина, план, схема —удобна для моделирования пространственных, временных, количественных, функциональных отношений), математической (формулы), теоретической (законы, теории), вербальной (словесное описание), вещественной (глобус — модель Земли, игрушки — модель предметов…) или образной. Один и тот же объект, в зависимости от целей исследования, может иметь разные модели.

Метод моделирования:

развивает у детей умения с помощью графической аналогии составлять

описательные рассказы о предметах, временах года и т.д.;

знакомит их с характерными особенностями предметов с помощью условных обозначений;

развивает у детей психические процессы: память, внимание, мышление;

развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Педагог, применяя данный метод в работе с детьми любого возраста, помогает им усваивать знания, закрепляя и систематизируя их, развивает детское мышление, подготавливая почву для его совершенствования, готовит ребенка к школе.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алышуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ. — М, 1991.

2. Аляева И. Развитие творческих способностей студентов по технологии ТРИЗ // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 3.

3. Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 1.

4. Богат В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 1.-

5. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моде- лированию //Дошкольное воспитание.-1982. — №3.

6. Ветрова Н.М., Формирование у детей старшего дошкольного возраста

способности к перцептивной абстракции приемами моделирования. // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Иркутск., 1972.

7. Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении //Начальная школа.- 2004.- №4.




map