Метод проектов как способ формирования исследовательских компетенций у обучающихся нача



Организация исследовательской работы «Редкие и исчезающие животные Горной Шории»

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения , взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие , и роль учи теля также должна быть другой. Как организовать обучение через желание ? Как активизировать обучающегося , стимулируя его природную любознательность , мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний ?

Нужны деятельные , групповые , игровые , ролевые , практико-ориентированные , проблемные , рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения.

В основе этих технологий лежат идеи гуманистической педагогики, личностно — ориентированного и системно-деятельного подходов , которые позволяют строить обучение на активной основе , используя целенаправленную деятельность обучающихся с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

Цель технологий – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений , сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве , умение самостоятельно конструировать свои знания , умение интегрировать знания из разных областей наук, умение критически мыслить.

Считаю , что использование в своей работе проектной и исследовательской технологий обучения актуально в период перехода на новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт.

Разработка занятия. 4 класс.

Тема : Организация исследовательской работы «Редкие и исчезающие животные Горной Шории»

Задачи :

-учить детей отбирать нужный материал , выделять причину и следствие, делать умозаключения и выводы;

-развивать умение видеть проблему, высказывать свои суждения;

-формировать умение работать в группе;

-прививать любовь к природе родного края.

Оборудование : Красная книга Таштагольского района ,компьютер , интерактивная доска , диски с изображением диких животных , кроссворд «Звери».

Ход занятия.

1.Организационный момент. Учащиеся садятся полукругом , лицом к доске.

2.Сообщение темы. Сегодня мы начнём новое исследование.

3.Актуализация знаний. — Что такое исследование ? Выслушивается мнение детей .

Вывод : Исследование – это поиск истины , познание неизвестного , один из видов человеческой деятельности.

— Давайте обсудим , как и где человек может проводить исследования ?

— Что такое научное исследование ?

— Где и как используют люди результаты научных исследований ?

— А как вы думаете , что нужно для того , чтобы стать хорошим исследователем ? ( Уметь наблюдать , работать с информацией , вести беседу со знающими людьми .)

4. Выбор предмета исследования.

— Я предлагаю вам выступить в роли ученых – исследователей .Что вы должны сделать , чтобы начать исследование ? (Выбрать предмет исследования .)

— Предмет исследования вы узнаете, разгадав кроссворд.

-Каких еще животных нашего края вы знаете?

5. Выявление проблемы .

-Прослушайте песню А.Пахмутовой и Р.Рождественского «Просьба» :

Раненая птица в руки не давалась Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится : На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев : Птицы , рыбы и звери в души людям смотрят

Вы их жалейте , люди не убивайте зря !

Ведь небо без птиц – не небо !

А море без рыб — не море !

И земля без зверей — не земля , не земля , не земля !

Люди – исполины , люди – великаны Есть у вас оружье ,сети и капканы, Есть у вас бесстрашье ,сила есть навечно . И должно быть сердце. Сердце человечье.

Припев.

Люди – человеки , страны и народы , Мы теперь навечно должники природы . Надо с этим долгом как-то расплатиться — Пусть расправит крылья раненая птица !

Припев.

— Как вы считаете , легко ли живётся диким животным ? Каковы причины их исчезновения ?

Вывод (делают дети ) : Животных убивают охотники и браконьеры ; ухудшается экологическая ситуация ; люди вырубают леса , лишая животных мест обитания , мелеют реки.

Дети совместно с учителем формулируют гипотезу :

«Мы можем предположить , что браконьерство и хозяйственная деятельность человека являются причиной исчезновения животных.»

-Государство пришло на помощь диким животным. На территории нашего района в 1989 году создан Шорский национальный парк , в котором животные находятся под защитой.

Скажите , где можно найти информацию о редких животных ? ( Ответы детей)

Знакомство с Красной книгой. (Практическая работа)

— Скажите , сколько видов животных занесено в Красную книгу Таштагольского района ? ( 49 )

На какие группы можно разбить всех животных ? (Млекопитающие , птицы, рыбы, насекомые )

6. Деление на группы.

— Я предлагаю вам разделиться для исследования на группы. (Дети делятся на группы по интересам. Можно использовать «цветную» методику деления на группы. Рассаживаются по группам .Каждая группа выбирает животных для исследования ,распределяет поручения.»

— Какие данные мы должны узнать о животном ? (Каждая группа обсуждает , потом предлагает свой план исследования. Коллективно выбираем оптимальный вариант. )

План исследования.

Название животного.

Внешний вид.

Где живет ?

Образ жизни.

Чем питается ?

Как размножается.

Причины исчезновения.

–Скажите , какие способы добывания информации вы будете использовать ? (Ответы детей)

-Изучение книг и журналов ;

-опрос старожилов ;

-наблюдение ;

-интернет.

7. Срок исследования . 2 недели.

Далее идет самостоятельная работа обучающихся . На этом этапе дети собирают информацию об исчезающих животных по ранее намеченному плану . Кроме этого они собирают стихи , загадки, составляют кроссворды , делают рисунки . Каждая группа готовит альбом. Учитель контролирует работу , дает советы и рекомендации.

Заключительным этапом становится презентация исследовательской работы , на которой каждая группа представляет результаты собственных исследований . Класс слушает внимательно , анализирует , задает вопросы . Группа учащихся , которая подготовила самую интересную работу , выступает перед учениками параллельных классов.






map