Метод проектов в педагогической практике детского сада



Семинар

Метод проектов в педагогической практике детского сада

Что такое проектная деятельность?

«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создаёт то, чего ещё нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

Зачем нужны проекты?

Проекты:

— помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

— помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её;

— способствуют развитию творческих способностей детей;

— способствуют умению наблюдать;

— способствуют умению слушать;

— способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

— способствуют развитию мышления;

— помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

— развивают воображение;

— развивают внимание, память, речь.

Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.

Различают несколько видов проектов:

Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Приемлем для маленьких детей).

Исследовательско-творческие (в нём дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Информационно-практические( в нём дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни(лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы(создаём цветочные кашпо, или выращиваем цветы).

Творческие(оформление результата в виде детского праздника, например «Театральная неделя»).

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй Пушкин», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»

По продолжительности проекты бывают:

краткосрочными(одно или несколько занятий-1-2 недели).

средней продолжительности(от недели до месяца).

долгосрочные (например, «Творчество А.С.Пушкина- на учебный год).

На практике любой проект представляет собой исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

И здесь очень важна работа педагога.

Он должен:

— иметь чёткое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематике,

— донести её до детей,

— познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,

— заинтересовать каждого ребёнка,

— использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей,

-использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребёнка,

— использовать индивидуальный подход,

— оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,

— информировать о его реализации.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

(памятка на каждую группу)

В заключении хочется отметить, что

проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные, изобразительные и т.д. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки- они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами, что позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.




map