Метод проектов в работе ДОУ



«Место проекта в образовательном процессе ДОУ»

Старший воспитатель МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления №52: Пискунова Алла Алексеевна

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять на, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы».

М.Монтессори

Слайд 1:

«Не дай Вам БОГ жить во время перемен», — гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов.

Введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.

Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Слайд 2:

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение.

Сегодня, как никогда, возросли требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму, а это предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагогов. Главными задачами стали: обеспечение более высокого уровня профессионализма и педагогической компетентности.

Слайд3.

Прежде чем приступить к использованию метода проектов в работе ДОУ была проведена определенная работа по повышению педагогической компетентности воспитателей.

Одной из форм повышения педагогического мастерства является самообразование. Я как старший воспитатель, помогла определить тему самообразования, подобрать методические материалы, педагогические технологии.

Тематика самообразования многих воспитателей нашего ДОУ соответствует теме инновационного проекта ДОУ.

Педагоги стремятся к самообразованию; обучаются на дистанционных курсах ПК, используют ИКТ, интернет в организации работы с детьми, родителями(90% педагогов используют интернет, ИКТ в самообразовании); активно участвуют в методической работе ДОУ, города. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов использую разнообразные формы методической работы: дискуссии, круглые столы, брифинги, деловые игры, семинары и др.

Сегодня каждый педагог должен быть готов к творческой деятельности, так как это залог его успешности, а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг. Только творческий педагог может воспитать творческую личность.

Последнее время в системе образования – это время инноваций. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

I ШАГ изучение и анализ педагогического коллектива с учетом оценки уровня готовности педагогов к восприятию новшеств

Информационный мониторинг — с целью сбора, накопления и систематизации материала в методкабинете оформляется блок “Инновационная деятельность в ДОУ» в него входят: Карта «Характеристика инноваций и нововведений» «Инновационная карта»

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, провела анкетирование педагогов. В результате было выявлено ряд проблем:

низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Определились группы педагогов по степени оценки их новаторства:

1 группа «Передовиков» — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. 3 чел.-30%.

2 группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег. 5 чел.-50%.

3 группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности. 2 чел.-20%.

II ШАГ: непрерывное повышение квалификации и компетентности педагогов. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

традиционные:

работа в едином образовательном пространстве

проблемные семинары

семинары-практикумы

дни открытых дверей

творческие микрогруппы

наставничество

эстафеты педагогического мастерства

педагогические советы

повышение квалификации

инновационные:

«копилка» педагогического мастерства

мастер-классы

проектная деятельность

создание банка инновационных идей

творческие конкурсы

издательская деятельность

«Теоретические основы проектной деятельности», «Методический проект как форма организации единого образовательного пространства». « Место проекта в педагогическом процессе ДОУ», защита творческих проектов.

III ШАГ разработка творческих проектов, внедрение в воспитательно образовательный процесс ДОУ.

IV ШАГ Выявление и распространение инновационного опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях на сайтах педагогических работников ДОУ, публикаций в профессиональных журналах. Результатом работы каждого педагога является формирование личного портфолио.

Слайд 4: Типы проектов по Л.В.Кисилёвой.

Проекты вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, ролево — игровые, практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

Слайд 5: « Познание строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка».

Так что же собой представляет ПРОЕКТ?

Очень легко запомнить и уяснить , что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Слайд 6: «Тема проекта- то, что мы узнаём.

Проект- то, что мы делаем».

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом, Второй шаг — это тематическое планирование по выбранной проблеме на тот период, который рассчитан на его длительность. При этом учитываются виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды, способствующей изучению темы проекта.

Слайд 7: Задачи развития общие для возрастных особенностей.

Но при этом роли педагога и детей на каждом этапе разные:

При вхождении детей в проблему — главная роль отводится педагогу.

Решая проблемную ситуацию проявляется совместная деятельность, сотрудничество взрослого с ребёнком.

Практические опыты, начало поисковой деятельности — ведущая роль отводится ребёнку.

В младшем дошкольном возрасте ведущая роль отводится взрослому (педагоги, родители).

Слайд 8, 9:

Если мы сравним два возрастных этапа, то четко можно увидеть, что уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого; в среднем возрасте принимают участие в реализации проекта, в старшем возрасте являются полноправными участниками проекта. Главное действующее лицо в старшем дошкольном возрасте — ребёнок. Это ядро вокруг, которого строится вся дальнейшая работа по методу проекта.

Слайд 10:

Деятельность педагога и детей в проекте представлена в таблице. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.

Слайд 11:

Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГТ. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Слайд 12: «Навыки общения с ребёнком»

Каким навыкам общения нужно научить наших педагогов, которые работают по методу проектов?

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

На этапе сотрудничества педагога с ребёнком меняется и стиль общения. Педагог — партнер, основной стиль общения — диалог, дискуссия. Педагог может пересказать ребёнку то, что он сказал ранее, подвести итог сказанному, но самое главное – необходимо задавать как можно больше поисковых, провокационных вопросов. Дать возможность ребёнку быть исследователем, первооткрывателем.

Слайд 13: « Роль педагога при взаимодействии с семьёй»

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим — это залог успеха.

Слайд 14:

В заключение хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Литература:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.

Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении, методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. М.: Информационно – издательский центр АТиСО, 2002.




map