Метод проектов в учебной деятельности



МОУ «Восточненская СОШ»

«Метод проектов

в учебной деятельности»

учитель начальных классов

Гончарова Н.М.,

высшая квалификационная категория,

МОУ «Восточненская СОШ»,

Тындинского района,

Амурской области

2011г

Метод проектов в учебной деятельности

«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.» (Е.С.Полат)

Метод проектов, родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время становится интегрированным компонентом системы образования.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенчески-игровые, информационные и практикоориентированнные проекты.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, обсуждение проекта, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями ик форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах.

Приключенчески-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированнные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Критерии успеха над проектом:

Достигнут конечный результат.

Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

Результат проекта может быть использован другими коллективами.

Информация о проекте широко распространена.

Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

Получено удовольствие от своей деятельности.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Так, в 4 классе по истории (программа «Школа 2100») по теме «Личность», возникла идея выполнить проект «Личность неповторима». На уроках истории мы узнали, что такое «личность», какими качествами должна обладать личность.

Вначале выбрали проектную группу, которая собирала и обрабатывала информацию. Первой задачей проектной группы было: познакомиться с главой администрации, взять списки жителей, которые нас интересовали. Составили вопросы для беседы с главой администрации.

На классном часе познакомились со специальным выпуском газеты «Рожденные БАМом» о жителях нашего поселка.

Пригласили на классный час родительницу, которая восемнадцатилетней приехала на строительство БАМа.

Составили интервью для сбора информации о своих родителях, большинство из них приехали на строительство БАМа молодыми. Начался сбор информации. Срок проекта 3 месяца.

В ходе проекта мы познакомились с воспоминаниями родителей, с их любимыми занятиями после основной работы, жизненными позициями. Побывали в гостях у главы администрации, она показала, какие книги читает, как ухаживает за кроликами, рассказала о своих детях, как сама после окончания института покоряла вершины жизни.

Познакомились с теми жителями, кто занимается подсобным хозяйством. Всё снимали на видео, обрабатывали и составляли видеофильм. Воспоминания родителей записывали и печатали сами дети, вставляя фотографии. Всю информацию каждый собирал в свою папку «Портфолио» Итогом работы стал классный час- круглый стол, где каждый отчитывался и делал вывод, что же такое «личность». Так, Юшкова В. сделала такой вывод: «По проектной работе «Личность неповторима» я делаю вывод: каждый из нас, развивая свой круг интересов, развивается сам как личность. Для этого нужно вести активный образ жизни, ставить перед собой определенную цель и достигать ее.»

Роль учителя в проектной деятельности:

помочь детям в поиске источников информации;

самому быть источником информации;

координировать весь процесс учебной творческой деятельности;

поддерживать и поощрять активность учеников в работе над проектом.

В 3 классе после завершения изучения темы «История в знаках и символах» (программа «Школа России») учащимися был проведен проект «Моя семья». При выполнении проекта участники проекта используют весь изученный теоретический материал по данной теме с привлечением тем: «Герб», «Девиз на гербе», «Флаг». Для родителей был составлен учителем буклет, в котором советовалось, где можно взять информацию.

План проведения проекта:

1. Презентация проекта, формулировка основополагающего вопроса.

2. Обсуждение проблемных вопросов, постановка целей.

3. Сбор информации участниками. Консультация учителя.

4. Анализ собранного материала.

5. Работа над презентацией, буклетом. Консультация учителя.

6. Защита проекта.

7. Итог работы.

Основополагающий вопрос проекта:

Как можно отобразить ценности вашей семьи в знаках и символах?

Проблемные вопросы проекта:

1. По какому девизу живет ваша семья?

2. Является ли ваша семья прогрессивной, дружной, сплоченной?

3. Какие ценности в семье

4. Какие любимые цвета у членов вашей семьи?

В ходе проекта удалось вовлечь в познавательный, творческий процесс не только детей и родителей, но и родственников и знакомых. Подбирали пословицы, притчи о семье. Писали в стихотворной форме девиз, гимн, придумывали герб и флаг семьи. Итогом работы была защита своего проекта, подготовленного в виде презентации. Лучший гимн семьи был оформлен на доске и явился итогом занятия:

Пока мы вместе, друг за друга

Нас поломать никак нельзя.

В беде мы все стоим упруго

Мы — клан! Мы — племя! Мы — семья!

Любите и цените счастье.

Оно рождается в семье.

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

Продолжительность проекта 3 недели.

Подробнее о проекте можно посмотреть на сайте http: || www.ippk.amur/ru — АмурВики — Гончарова Н.М.

В 3 классе (программа «Школа России») по окружающему миру после изучения темы «Мы и наше здоровье» был проведен следующий проект .

Тема проекта: «Курить- здоровью вредить»

«Трудно себе представить то благотворное изменение, которое бы произошло во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком» (Л.Н.Толстой)

Цель проекта:

— дать представление о вреде курении;

— показать влияние курения на внешность курящего на примере героя сказки;

-предоставить начальные сведения о здоровом образе жизни;

— активизировать творческие возможности учащихся, умение высказывать свое мнение, воспитывать негативное отношение к курению.

Логическая схема проекта:

1). Провести цикл бесед «Не погибай по неведению».

2). Выбрать сценарий выступления и актеров по желанию учащихся.

3). Привлечь к проекту библиотекаря поселка в качестве режиссера постановки.

4). Организовать встречу с медицинским работником.

5). Организовать встречу с некурящим родителем – папой.

6). Подготовить костюмы и научить технике накладывания грима на лицо.

7). Подготовить декорации с помощью родителей.

8). Показать результат работы перед зрителями, фотографировать ход спектакля.

9). Обсудить результат совместной деятельности.

10). Оформить проект.

Результат ориентирован на социальный интерес самих участников. Продолжительность проекта 2 месяца.

Что дает работа над проектом?

Эта профилактическая работа позволяет учащимся обратить внимание на проблему курения:

— дети беседуют с родителями, родными, с библиотекарем, учителем, общаются друг с другом;

— приносят в класс литературу, анализируют статьи;

— посещают библиотеку;

— сотрудничают с медсестрой;

— проводят поэтапное обсуждение, позволяющее координировать совместную деятельность участников;

— репетируют свои роли по сказке С,Маршака «Как Медведь трубку курил» .

Результатом нашего труда стали выступления участников перед зрителями. Были даны 3 спектакля. Материал о вреде курения, собранный детьми, были вывешены на стенд в амбулатории. Во время спектакля, где у каждого была своя роль, дети смогли передать настроение героев. Артисты научились гримироваться, делать декорации. Родители консультировали, как сшить костюмы.

Анализируя свой опыт работы над проектами прихожу к выводу, что результат работы зависит от правильной организации работы и от состава участников. При организации работы нужно обратить внимание на следующие моменты:

баланс ролей;

четкость целей;

согласованность задач, поставленных перед каждым участником;

выработка единой системы ценностей;

формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;

воспитание поддержки и взаимного доверия;

разработка подходящей методики работы;

обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

регулярный отчет о проделанной работе;

ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

развитие навыка общения.






map