Методическая неделя Развитие речи в условиях семьи и детского сада



Приложение 3

Словарная работа в детском саду

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.

Вот некоторые из видов таких упражнений.

1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?

Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие,

мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.

Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают—береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

2. Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце.

Подбор объектов к действию. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? Высказывания детей 6—7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».

3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? — хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.

4. Нюансы смысла слова: домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.

Высказывания детей 6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля—еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький. Ленинград очень большой город. В Сиверской есть огромный лес, до конца его и не дойдешь. В Крыму есть громадная скала над самым морем».

5. Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела ‘и жалобно мяукала… (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно… (что делала?). Кошка поймала в саду… (кого?). Шерсть у кошки… (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами… (где?). Котята играли мячиком… (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет…. Пришел почтальон; он принес….

Затем предложения составляли сами дети, а доканчивала руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести…. Я дежурная; мне надо вытереть пыль;

где наша…? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой…».

Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно не должно быть слишком элементарно и не должно затруднять детей. Если хорошо продумано содержание каждой фразы, предлагаются предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в занятиях могут принимать участие и самые маленькие.

6. Распространение предложений. Руководительница говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут… (куда? зачем?) и т. д.

Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

7.Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Руководительница читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.

Предложения детей 5—6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет — хорошая погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая.

8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд—паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево— ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

9. Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.

Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. и. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.

10. Составление предложений с определенным словом. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети.

11..Составление предложения с нескольким и данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л. Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».

Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их.

12. Объяснение слов. Следует ли объяснять детям — слова и требовать таких объяснений от самих детей? Объясняя какое бы то ни было слово, хотя, например, слово впечатление, вы или вставляете на место объясняемого другое, столько же непонятное слово, или целый ряд слов, связь которых столь же непонятна, как и самое слово.

13. Отгадывание и составление загадок.

14. Классификация предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. В простейших формах соответствующие игры возможны уже с 3,5 –4 лет. детьми. Вначале эти игры ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6—7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.

Очень много дают и соответствующие занятия-беседы.

15. Заучивание и произношение скороговорок. Дети любят упражняться в тонкости артикуляции. Часто они сами, без всякого поощрения, помногу раз повторяют какое-нибудь трудно произносимое слово, стремясь преодолеть трудности и овладеть произношением. На предложение произнести ту или другую скороговорку они охотно соглашаются. Вначале им предлагают скороговорки короткие, нетрудные, вроде: «Коси, коса, пока роса». Дети произносят их медленно. В дальнейшем скороговорки подбираются с нарастающими трудностями: «На дворе—трава, на траве—дрова» и т. п. Дети приобретают навык произносить ‘их быстрее, отчетливее, порою доходят до виртуозности; соревнуются в искусстве. Принуждать их к таким упражнениям, конечно, нельзя.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьм.и, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и .надлежащее употребление






map