Методическая практика УДО 491_2013-2014



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного образования

Кафедра управления дошкольным образованием

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«_13_»__марта_______2014 г.

И.о. зав. кафедрой

_______________И.А. Селиверстова

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОУ

Программа и методические материалы

050700 Педагогика

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»)

Профессионально-образовательный профиль

«Управление дошкольным образованием»

Составитель:

И.А. Селиверстова, канд.пед. наук,

доцент кафедры УДО

Челябинск 2014

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Место практики в структуре ООП ВПО

Производственная практика «Методическая в ДОУ» является обязательным компонентом подготовки бакалавра педагогики по направлению «Педагогика» профессионально-образовательный профиль «Управление дошкольным образованием». Методическая практика выполняет разнообразные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. У студентов формируются представления о функциях педагогических работников, специалистов разного уровня управления, развиваются профессиональные умения и способности, раскрываются различные стороны профессионально значимых личностных качеств.

1.2. Цели и задачи практики

Цель методической практики –формирование практической готовности студентов к выполнению методических функций в сфере дошкольного образования.

Задачи методической практики:

Становление целостных представлений студента о своеобразии методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Развитие основных управленческих умений студентов: анализировать, планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность ДОУ.

Развитие умений проектировать варианты совершенствования системы управления ДОУ.

Совершенствование умений студентов взаимодействовать с субъектами управленческого и образовательного процесса в условиях решения профессионально-управленческих задач.

Виды методической деятельности, отрабатываемые в ходе практики:

— организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

— использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

— организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями для решения задач в профессиональной деятельности;

— изучение и формирование потребностей взрослых в культурно-просветительской деятельности;

— организация культурного пространства;

— осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Ожидаемые результаты

Результатом методической практики будут сформированные у студентов умения профессионально-управленской деятельности, перечисленные выше, позволяющие будущим руководителям решать профессионально-управленческие задачи в сфере методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

1.3. Сроки проведения практики

Практика «Методическая в ДОУ» проводится в течение 4 недель в 8-м семестре.

Сроки практики: 06.04.2014 – 03.05.2014.

Основные этапы работы:

1) информационное собрание (установочная конференция) студентов для пояснения целей и задач работы;

2) составления графика и календарного плана практики (табл. 1, 3);

3) выполнение заданий практики, ведение дневника практики (табл. 2, 4);

4) представление письменного отчета о практике (приложения 1, 2, 3);

5) проведение защиты отчетов на итоговой конференции, проверка отчетной документации.

1.4. Организация практики

Для прохождения практики студенты распределяются по базовым дошкольным образовательным учреждениям. Каждый студент составляет индивидуальный план — график практики, который должен быть согласован с руководителем практики от дошкольного образовательного учреждения и представлять собой производственное задание, выполняемое в период практики в рамках текущей деятельности организации. Планирование работы осуществляется, исходя из 36-часовой рабочей недели. Все изменения рабочего графика отражаются в дневнике студента.

В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в образовательной организации и на рабочих местах.

Работу студентов наблюдают и курируют заведующий или заместитель заведующего дошкольным образовательным учреждением.

Групповой руководитель практики от кафедры управления дошкольным образованием осуществляет консультирование студентов по выполнению заданий практики. График консультаций: понедельник, четверг с 14.00 до 15.00.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Содержание практики определяется на основе ФГОС ВПО, ООП вуза, а также с учетом интересов и возможностей дошкольных образовательных учреждений, в которых она проводится.

Содержание практики может быть представлено 5 модулями.

Первый модуль – ориентационный, который связан с ознакомлением студентов с программой методической практики, распределением на базу практики, знакомством с ДОУ и адаптацией практикантов к взаимодействию с администрацией и сотрудниками детского сада. Результатом реализации первого модуля практики будет планирование работы студентов в ходе практики (форма календарного плана представлена в табл.1).

На данном этапе студенты знакомятся с организаций методической службы в городе Челябинске на базе МБДОУ ДПО «Учебно-методический центр».

Второй модуль – аналитический,предполагает изучение студентами особенностей деятельности ДОУ по следующим направлениям:

Общие вопросы управления и организации методической работы в ДОУ.

Особенности организации методической работы в ДОУ по направлению «Методическое сопровождениехудожественно-эстетического развитияребенка в дошкольном образовательном учреждении».

Сбор и анализ информации осуществляется по основным направлениям методической работы в ДОУ: управление образовательным процессом, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, создание развивающей среды, организация взаимодействия с родителями воспитанников, организация инновационной деятельности.

Содержание деятельности практиканта на данном этапе отражается в дневнике (форма ведения дневника практики представлена в табл.2). По результатам модуля студент представляет:

Отчет о состоянииуправления и методической работы в ДОУ.

Аналитический отчет(справку)об эффективности организации методической работы в ДОУ по направлению ««Методическое сопровождениехудожественно-эстетического развитияребенка в дошкольном образовательном учреждении» (форма представления материала свободная, объем – не более 8 страниц).

Третий модуль – проектировочный,предполагает следующие виды работы:

Разработка методического пособия в помощь педагогам по организации художественно-эстетического воспитания детей в ДОУ, с последующим размещением его на сайте Учебно-методического центра г. Челябинска. Каждый студент получает индивидуальное техническое задание и разрабатывает свою часть пособия по конкретному разделу.

Презентация разработанного студентом – практикантом пособия производится на рабочем совещании в ДОУ, где проект получает экспертную оценку со стороны администрации ДОУ, других компетентных специалистов — педагогов.  В оценке разработанного проекта методического пособия должны быть отмечены следующие аспекты: ценность проекта, возможности его реализации в ДОУ, выявленные недостатки проекта, соответствие содержания проекта решаемой проблеме, непосредственная оценка проекта. В итоговой документации студент представляет проект методического пособия (в печатном и электронном виде) вместе с  письменной экспертной оценкой. 

Проектирование педагогических и методических мероприятий (методических материалов, разработок) по заданию администрации дошкольного образовательного учреждения. Планы проведения методических мероприятий и методические материалы представляются в отчетной документации.

Выполнение заданий по квалификационной работе. Информация о выполнении заданий представляется в отчете по практике.

Четвертый модульобучающий, предполагает:

Проведение обучения группы педагогов работе по разработанному методическому пособию. Для реализации данного этапа необходимо разработать и представить в отчетной документации конспект проведения методического мероприятия, презентацию к данному мероприятию.

Участие в проведении педагогических и методических мероприятий по заданию администрации ДОУ.

Участие студентов в методических научно-методических мероприятиях на базе школы – интерната № 11 (11.04.2014) и ЧГПУ (18.04.2014).

Пятый модульобобщающий (итоговый),связан с подготовкой отчетной документации, осуществлением самоанализа профессионально-управленческой деятельности в условиях практики, составлением характеристики на студента руководителем практики от учреждения.

3. АТТЕСТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

3.1. Отчетная документация

По окончании практики студент готовит отчет о методической практике в ДОУ, который содержит следующие отчетные документы:

календарный план прохождения практики (табл. 1);

дневник практиканта, заполненный «от руки» (табл. 2);

аналитический отчет о состоянии и эффективности методической работы в ДОУ (форма свободная);

методическое пособие для педагогов ДОУ по выбранному направлению (в печатном и электронном виде);

конспекты методических мероприятий, проведенных с педагогами ДОУ;

отчет-самоанализ о результатах профессионально-управленческой деятельности в условиях практики (форма свободная);

отзыв — характеристика студента с базы практики, заверенная подписью руководителя и печатью (приложение 2).

Титульный лист отчета представлен в приложении 1.

Примерная схема отчета о результатах практики представлена в приложении 3.

3.2. Итоговая оценка за практику ставится руководителем практики на основе анализа представленной отчетной документации.

 Критерии оценок:

качество (полнота, глубина, тщательность) выполнения поставленных профессионально-управленческих задач;

степень готовности осуществлять профессионально-управленческие задачи, стоящие перед руководителем ДОУ и заместителем по учебно-воспитательной работе;

самостоятельность в реализации содержания практики;

глубина, обоснованность проведенного анализа состояния системы управления методической работой в ДОУ и собственной деятельности;

обоснованность, качество, соответствие требованиям разработанного методического пособия по выбранному направлению;

своевременное, в полном объеме представление отчетной документации по практике.

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики того или иного курса; продемонстрировал высокий уровень теоретических знаний, умение правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, специфики работы учреждения); проявил в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру.

Оценка «ХОРОШО» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики работу, продемонстрировал умение определять профессиональные задачи и способы их решения; проявлял инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускал незначительные ошибки, показывал недостаточную глубину теоретических знаний.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту, который выполнил работу, но не проявил глубоких теоретических знаний и умений применять их на практике; допускал ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; не проявлял инициативы при решении профессиональных задач.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту, который не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности; продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; проявил низкую активность; не умел анализировать результаты профессиональной деятельности. Во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планов работы на день, конспектов уроков и мероприятий); отсутствовал в учреждении без уважительной причины; нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего трудового распорядка учреждения; не сдал в установленные сроки необходимую документацию.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ

Каждый студент составляет индивидуальный календарный план практики (см. табл. 1) и ведет дневник студента – практиканта (см. табл. 2), где отражается основное содержание практики.

Таблица 1 –Форма календарного плана практики

№ п/п

Вопросы

программы

Календарный срок

Отметка о выполнении

1

2

3

4

1

Установочная конференция. Сообщение руководителя практики о программе ее проведения.

Проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда во время прохождения практики.

04.04.2014

12.30

Селиверстова И.А.

2

Выезд на базу практики в дошкольное образовательное учреждение.

Планирование работы на практике (составление календарного плана)

07.04.2014

9.00

3

Знакомство с МБДОУ ДПО «УМЦ г. Челябинска». Сообщение методистаУМЦ Т.А. Киселевой о миссии, задачах, основных направлениях деятельности и формах работы МБОУ ДПО УМЦ с участниками муниципальной дошкольной образовательной системы.

Экскурсия по музею «Развитие образования в г. Челябинске».

08.04.2014, 10.00

УМЦ, ул. Барбюса,65А

4.

Участие в мастер-классе «Материально-техническое обеспечение реализации программы развития образовательного учреждения

11.04.2014, 16.00

Школа-интернат № 11, ул. Первой Пятилетки, 21

5.

Презентация «Содержание и перспективы социализации студентов факультета дошкольного образования»

18.04.2014, 14.00

ЧГПУ, ауд.224а

Консультации по исполнению технического задания методической практики

Понед-к, четверг, 14.00, ауд. 214

Селиверстова И.А.

Итоговая конференция по результатам практики

07.05.2014

При разработке индивидуального календарного графика студенту рекомендуется руководствоваться примерным распределением бюджета времени, отводимого на разные модули и виды работ на практике (табл.3).

Таблица 2 –Форма ведения записей в дневнике практики

(заполняется ручкой)

Дата

Раздел тематического плана практики

Краткое описание

работы

1

2

3

Таблица 3 — Распределение бюджета времени по видам работ на практике

Наименование тем

Примерные затраты времени

Примерное распределение часов

Модуль 1: ориентационный

2 дня

12 ч.

Знакомство с ДОУ. Планирование работы студента на период практики

6

Посещение МБОУ ДПО УМЦ г. Челябинска

6

Модуль 2: аналитический

4 дня

24 ч.

Изучение особенностей управления и организации методической работы в ДОУ

6

Изучение и анализ особенностей организации методического руководства по направлению «Управление экологическим воспитанием детей ДОУ»

15

Подготовка аналитического отчета

3

Модуль 3: проектировочный

10 дней

60 ч.

Разработка методического пособия по выбранному направлению

33

Экспертная оценка пособия

3

Проектирование методических мероприятий по заданию администрации ДОУ.

24

Модуль 4: обучающий

6 дней

36 ч.

Модуль 5: обобщающий (итоговый)

2 дня



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map