Методическая публикация на тему Теоритические основы личностно-ориентированного обучени



Теоретические основы личностно – ориентированного обучения младших школьников.

 Сущность и структура личностно – ориентированного обучения

 

Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) — сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и разной природы. В сочинениях древних и средневековых мыслителей понятие «обучение», «процесс обучения» рассматривались главным образом как «преподавание, цель которого — учение»[1]. В начале XX века в понятие «обучение» стали включать уже два компонента, составляющих этот процесс: преподавание и учение. Преподавание рассматривается как «деятельность учителей, обеспечивающих усвоение учебного материала, а учение — как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний»[2]. Несколько позже, в понятии «обучение» нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учеников. Следовательно, сущность процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика составляет единство преподавания и учения.

В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной, специально организованной, познавательной деятельности, в процессе которой у учеников формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к

окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребенка. Основными структурными элементами обучения как системы, по мнению ученых, являются: «цели; принципы; содержание; методы; организационные формы; результаты»[3].

Данные структурные элементы характерны для всех дидактических систем. Под дидактической системой понимается «выделенное по определенным критериям целостное образование. Системы отличаются не второстепенными деталями, а принципиальными особенностями. Они характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения»[4]. На основе этого выделяют несколько принципиально отличающихся, по мнению ученых, дидактических систем: разрабатывая теоретические основы дидактики, И.Ф.Гербарт (XVIII – ХIХ в.) понимал обучение как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения». В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Дидактическая система Д.Дьюи (ХIХ в.) основное внимание обращает на активную роль ученика в процессе обучения. Такая система известна как педоцентристская. В основе каждой из дидактических систем лежит определенная теория.

Таким образом, анализ источников показал, что с древнейших времен ведется поиск наиболее эффективных и совершенных путей обучения и образования детей. Самое ценное из накопленных наукой знаний, лучшее из опыта оказало влияние на совершенствование процесса обучения.

Современная дидактика, по мнению исследований, интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические

разработки в образовании. Основу современных дидактических систем составляют объективные закономерности. Благодаря этому современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к пониманию и анализу процесса обучения. Несмотря на бурный рост всевозможных технологий обучения, ни одна из них, как утверждают ученые, не представлена в чистом виде, одна включает элементы другой. Однако необходимыми требованиями для каждой технологии являются воспитывающий, развивающий характер обучения и активность объекта научения.

Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид обучения со своими особенностями и соответствующей технологией. Вид обучения — это «общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов: характера деятельности учителя; особенностей обучения учеников; специфики применения знаний на практике и др.»[5]. По этому общему критерию, наряду с традиционным обучением, выделяются еще несколько видов обучения: развивающее, проблемное, программированное, проектное, интерактивное, личностно-ориентированное и др.

Все виды обучения, особенно программированное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение — такой подход,

при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения в школе — уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выравнять» их подготовку, возбудить интерес к учению. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий,

средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

Таким образом, дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех детей, но одной из главных задач современной школы является развитие личности. Данной проблемой занимаются теоретики и практики личностно-ориентированного обучения.

Для понимания сущности личностно-ориентированного обучения обратимся к анализу концепций, разработанных отечественными учеными и имеющих принципиальное значение для нашего исследования.

Так, например, Ш.А.Амонашвили условно делит модели образования на авторитарно — императивные и гуманные. Авторитарно-императивный подход базируется, по его мнению, на:

— нивелировании индивидуальности отдельного ребенка;

— подчинении детей целям и воле взрослого в процессе воспитания и обучения;

— отчуждение ребенка от участия в процессе организации собственного образования;

— превращении вопроса дисциплины в главную педагогическую проблему;

— порождении насилия по отношению к детям.

По мнению ученого, гуманный подход (личностно-ориентированный) отличается:

— максимально возможным учетом и культивированием детской индивидуальности;

— стремлением превратить ребенка в полноправного сотворца собственного развития;

— ориентацией на «истинную» природу каждого ребенка;

— отсутствием всякого рода насилия по отношению к ребенку[6].

Ш.А. Амонашвили взаимоисключает описанные выше стили обучения и не допускает их смешение. Сущность педагогической системы Ш.А.Амонашвили, как показывает анализ, заключается в стремлении педагога созидать из каждого малыша личность, «высшее творение природы, обладающее «страстью» к развитию, взрослению и свободе» Личность, по мнению ученого, рождается в борьбе с самим собою, в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе[7].

Среди главных условий реализации личностно-ориентированного обучения Е.В.Бондаревская выделяет: самореализацию, жизнетворчество, культурную идентификацию, индивидуализацию, личностно-смысловую направленность, культурологическое содержание обучения и воспитания, диалогичность и творческих характер учебной деятельности. По мнению автора, этот тип обучения «рефлексирует природные особенности человека (способность мыслить, чувствовать, действовать), его свойства как субъекта культуры. Развитие этих свойств в единстве и составляет результат личностно-ориентированного обучения[8]».

В основу личностно-ориентированного подхода к обучению В.В.Сериков положил теорию личности, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Обучение, ориентированное на личность, достигает своей цели только тогда, когда создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов обучения. Главным условием проявления личностных способностей в процессе В.В.Сериков считает создание личностно-

ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой востребуется проявление личностных функций учащихся[9].

Методологической основой проектирования личностно — ориентированного обучения в концепции И.С.Якиманской является принцип субъектности в соответствие, с которым автор указывает на возможность возникновения внутренних механизмов развития личности, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности. Личностно-ориентированное обучение, по мнению И.С. Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у ребенка в дошкольном возрасте, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И.С. Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально-личностное развитие учащихся нашли отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъектный опыт учащихся, ориентировали на использование разных способов учебной работы, изменили вектор движений не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика — к условиям его обучения[10].

Наиболее важными для нашего исследования мы считаем следующие положения концепции И.С. Якиманской:

— направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов;

— построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика, на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, на стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога)[11].

Анализ названных концепций личностно-ориентированного обучения свидетельствует, что данная система противостоит ранее существовавшей в советской школе традиционной модели обучения и воспитания учащихся. Во-первых, личностно-ориентированное обучение направлено на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного обучения педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого обучения предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогом и их воспитанниками.

К основным ключевым элементам построения личностно-ориентированного обучения, по мнению ученых, можно отнести следующее:

— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

— самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

— самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

— Я — концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие принципы:

ü Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

ü Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

ü Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

ü Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

ü Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я — концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

ü Принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

После анализа основных компонентов личностно-ориентированного обучения с целью обобщения всего выше сказанного можно его структуру представить в виде схемы. Структура личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности и структуре личностно-ориентированного обучения позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности.

Личностно-ориентированное обучение — это такой тип образовательного процесса, при котором личность педагога и личность школьника выступают как его активные и основные субъекты. Основной целью образовательного процесса данного типа является формирование и развитие личности школьника, с учетом его индивидуальности и неповторимости,необходимым является также учет ценностных особенностей ребенка и его ориентаций, структуры убеждений и психологических особенностей, которые составляют основу внутренней модели мира ребенка.

Личностно-ориентированный урок

Содержание

Принципы

Методы

Формы

Индивидуальность

Личность

Самоактуализированная личность

Самовыражение

Субъект

Субъективность

Я — концепция

Выбор

Педагогическая

поддержка

Самоактуализации

Индивидуальности

Субъективности

Выбора

Творчества

и успеха

Доверия и поддержки

Диалога

Игровые

Рефлексивные

Педагогической

поддержки

Диагностические

Создание ситуации выбора и успеха

Урок:

Творчества

Диспут

Ролевая игра

Соревнование

КВН

Выставка

Экскурсия

Домашняя работа Практикумы

Факультативы

Внеклассная работа

Кроме того, немаловажным элементом выступает и взаимная согласованность процесса обучения с механизмами познания школьника, особенностей познавательной и мыслительной стратегии.

Урок как форма реализации личностно — ориентированного обучения у младших школьников

В истории образования известны такие формы организации обучения как: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно — семинарное, классно — урочная система, система взаимного обучения, бригадно — лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм основной в современной российской школе является урок. Он был разработан Я.А.Коменским в ХVII в. По внешнему признаку — числу учащихся, с которыми учитель одновременно вел работу. Если до Я.А.Коменского преподаватель учил своих учеников поочередно (индивидуальная форма обучения), то ученый обосновал возможность (и реализовал ее на практике) объединить несколько десятков детей одного возраста в группы (класс) и объяснять, повторять одновременно со всеми одну тему (урок)[12].

Урок в дидактике считается основной формой организации обучения. Необходимо рассмотреть его психологическую сущность, чтобы показать динамику когнитивных функций ученика. Мы считаем ее критерием эффективности управления в личностно — ориентированном образовательном процессе. Опираясь на систему проблемно-развивающего вида обучения, анализируем урок как деятельность учителя и деятельность ученика[13]. В дидактике такой подход называется бинарным, и в основе его лежит сотрудничество. Прежде чем описать сотрудничество учителя с учащимися

на уроке с личностной ориентацией, обратимся к исследованиям психологической основы урока. Учеными сформулированы психологические требования к уроку: направленность урока на развитие познавательных функций и эмоционально-волевой сферы личности учащихся; учет индивидуальных, типических и возрастных особенностей; воздействие на мотивационную сферу личности и формирование положительного отношения к учению; воздействие на эмоциональную сферу личности в процессе овладения знаниями; соблюдение педагогического такта (собранность, самообладание, самоконтроль, доброжелательность, педагогический оптимизм); создание на уроке благоприятного психологического климата[14].

Цель личностно — ориентированного урока — создание условий для раскрытия личности ученика. Средствами ее достижения, как свидетельствует анализ источников, становятся[15]:

ü использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

ü использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

ü оценка деятельности ученика не только по результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;

ü поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;

ü создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Замысел личностно — ориентированного урока, по мнению ученых, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно, по мнению исследователей, в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны:

ü формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

ü оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

ü содействие ребенку в формировании положительной Я — концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства[16].

Оценочно-аналитических компонент личностно — ориентированного урока, прежде всего, согласовывается с целевыми ориентирами учебного занятия, А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как: обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человечеcкого опыта; сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей. Использование личностно — ориентированного обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта

учащихся. Без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить личностно — ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров[17].

Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается «совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и навыки»[18]. Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи: во-первых, способность осознанному восприятию учащимися нового учебного материала; во-вторых, содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности; в-третьих, обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

Актуализация субъектного опыта ученика в традиционном обучении, как показывает практика либо не признается полностью, либо признается несущественным, неверным, затрудняющим процесс так называемого «усвоения знаний». А в личностно — ориентированном обучении ученик изначально выступает носителем субъектного опыта. Этот опыт признается самобытным, самоценным, уникальным и личностно — значимым.

Проведем сравнение оснований построения традиционного и личностно — ориентированного уроков для полного понимания и различия структур и содержания этих понятий.

За много лет сложилась ставшая уже классической типологизация уроков, в основу которой положен взгляд на процесс обучения как передача знаний ученикам. В такой традиционной системе, как считают исследователи, одни урок преследуют цель формирования знаний (уроки изучения нового), другие — закрепления и совершенствования их, третьи -обобщение и систематизации, четвертые — проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков. Каждый конкретный урок складывается из определенный этапов[19]. Например, урок изучения нового материала имеет следующие этапы: организационный; постановки цели; актуализации знаний; ведение новых знаний; первичного усвоения знаний учащихся; оперирование знаниями; контроля усвоения; первичного обобщения; определения задания на дом, инструктаж по его выполнению. Урок обобщения и систематизации знаний сочетает этапы: постановки цели; сверки домашнего задания; повторения изученного; связи полученных знаний; подведение итогов усвоения.

В описанном выше традиционном подходе видна пассивная роль ученика, отношение к нему как к объекту, на который направлены педагогические воздействия. Хотя последовательность этапов урока обусловлена целями и логикой процесса обучения. На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источники знаний, методы, приемы, средства обучения, а также формы учебной работы. Основой личностно- ориентированного урока (в отличие от традиционного), по мнению ученых, можно считать не этап, а учебную ситуацию. Необходимо четко понимать, что такая учебная ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствии с планом урока. Она не имеет заранее заданного материала и не походит одновременно для всего класса[20].

Важной особенностью личностно — ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Сравнивая деятельность

учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного  урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия:

На традиционном уроке учитель:

На личностно-ориентированном уроке учитель:

1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов.

 Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

 3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.

 4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся,

5. Планирует и направляет детскую деятельность.

 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.

 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.

 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

При традиционном обучении большую часть урока учитель «берет на себя», оставляя для учеников лишь незначительную возможность для ответа во время фронтальной работы. Обычно общение на уроке сводится к приглашению (принуждению) учащихся заниматься тем, что предусмотрел учитель согласно требованию программы. Для того, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме, учителю следует, по мнению ученых, относиться к фронтальным методам на уроке только как информационным (установочным, содержательно-инструктивным), а к индивидуальным — как основным (все формы самостоятельно, групповой работы)[21].

Завершая анализ особенностей личностно — ориентированного урока, необходимо подчеркнуть, что из их совокупности и взаимосвязи складывается целостный образ данного урока. Такой образ помогает педагогу более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей учеников.

Таким образом, критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

ü  наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

ü  использование проблемных творческих задач;

ü  применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

ü  создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

ü  обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

ü  стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

ü  оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

ü  отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

ü  при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Итак, раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности — учении, а урок — основная форма ее организации. Целью личностно — ориентированного урока является создание условий для раскрытия личности ученика. В личностно — ориентированном уроке сотрудничество учителя с учениками опирается на поддержку и доверие. При построении учебно-воспитательного процесса в качестве основополагающих на уроке могут выступать идеи гуманистической педагогики и психологии, т.е. идет опора на возможности каждого ребенка, на признание уникальности и неповторимости каждого учащегося.

Литература:

 Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно — ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2002.

5. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно — ориентированное образование в начальной школе? //Начальная школа. — 2001. — №9.

6. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. //Начальная школа. — 2007. — №12.

7. Гомон И. Путешествия по сказкам./Начальная школа. -2003. — №11. -с.32

8. Джуринский А.Н. История педагогики. — М.,1998.

9. Землянская Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке. //Начальная школа — 2008. — №1.

10. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя. — СПб.: КАРО, 2004.

11. Коджаспирова Г.М. Педагогика. — М.: Гардарики, 2004.

12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М., 2003.

13. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. -Ростов-на-Дону:

14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. -Ростов-на-Дону: «Учитель», 2001.

15. Кульневич С.В., Лакаценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.

16. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М: Воронеж, 1998.




map