Методическая работа в школе на этапе введения ФГОС основного общего образования



«Почти во всех делах самое трудное – начало»

Руссо Ж.-Ж.

Методическая работа в школе на этапе перехода к реализации ФГОС основного общего образования.

1. Под методической работой в образовательном учреждении мы будем понимать:

Деятельность по обучению и развитию профессионализма кадров;

Выявление, обобщение распространение наиболее ценного опыта;

Создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Условия построения и деятельности методической системы в школе: системность, индивидуальность и разноуровневость, психологическое сопровождение.

2. Новые ФГОС ООО, отвечая требования современности, не растрачивают потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

* изменение метода обучения (с объяснительно-иллюстративного на деятельностный);

* изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных);

* изменение системы аттестации учителей;

* изменение системы аттестации школы.

Логично, что у учителя и школы возникнут актуальные вопросы:

— Как обучать?

— Как создать соответствующую образовательную среду?

— С помощью чего учить?

— Как организовать методическое сопровождение?

3. Основная задача методической службы школы создать условия и обеспечить развитие профессиональной компетенции освоения и реализации ФГОС ООО. Другими словами «научить учителя учиться». Мы выделяем следующие основные направления работы: информационно-мотивационная деятельность по вопросам и проблемам ФГОС; обеспечение курсовой подготовки на базовом и технологическом уровне; методической сопровождение освоения и реализации инновации в межкурсовой период.

4. Шаг первый: собственная подготовка по проблеме инновации. Подробное и вдумчивое изучение ФГОС ООО. Изучение технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход. Для этого лучше всего пройти базовую курсовую подготовку. В нашей школе все заместители директора прошли такую подготовку как в ККИДППО, так и в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ г. Москве.

5. Шаг второй. Формирование положительной мотивации педагогического коллектива. Это главный шаг в построении методической работы, так как без понимания значимости инновации, заинтересованности коллег и положительного настроя двигаться к конечной цели (реализовывать ФГОС) будет трудно. На этом этапе мы столкнулись с реальной трудностью: в основной школе нет педагогов, владеющими новыми деятельностными методами обучения. За помощью обратились к учителям начальной школы, реализующим ФГОС НООО с 2010 года, успешно овладевающими новыми технологиями. Важно самому владеть современными технологиями, хотя бы на технологическом уровне. Подготовка такого рода нужно, чтобы приступить к информационно-разъяснительной работе. Для организации такой работы создаётся методическая копилка: описание современных технологий, плакаты, слайды, перечень Интернет-ресурсов, сценарии уроков, методические рекомендации, видеоуроки, и т.п. Обращаем внимание на то, что на данном этапе не меняется организационная структура методической службы, но в содержание закладывается рассмотрение вопросов, связанных с изучением инноваций. Результатом этого этапа является появление группы педагогов с уровнем мотивации «Понимаю и хочу». Эти учителя станут Вашими помощниками в освоении нового стандарта.

6. Средства формирования положительной мотивации у педагогов.

Всем известна истина: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Педагоги осваивают новые требования стандарта и технологии через урок. Поэтому первоначально были использованы следующие средства:

Лекции-семинары мотивирующего характера;

Изучение конспектов уроков педагогов начальной школы;

Расширенные заседания структур методической службы;

Педагогические советы;

Мастер-классы и анализ:

Проведение Единого методического дня не реже одного раза в четверть.

7. Отрывок проведённой лекции-семинара «Структура урока «открытия нового знания».

Как часто мы, стремясь помочь нашим ученикам, делаем самую сложную, с нашей точки зрения работу, за них. Этим самым подчас лишая их стремления к развитию и получению нового знания. А потом удивляемся, куда же исчезло желание учиться? Правильнее было бы задать вопрос: всё ли мы сделали для того, чтобы это желание не ушло?

Мотивация (самоопределение)

— Прочитайте высказывание: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего — одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями». Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778)

— Почему я выделила именно эти строчки?

— Именно «приобретение знаний с затруднениями» лежит в основе структуры учебной деятельности при системно-деятельностном подходе к образованию.

Актуализация знаний.

— На слайде «Системно-деятельностный подход – обучение в деятельности». Согласны ли вы с утверждением? О чьей деятельности идёт речь?

— Какова тогда роль учителя на уроке? /организация и помощь/

— Самым трудным является именно организовать « приобретение знаний в затруднении». Как учитель должен построить эту часть урока? С чего начать?

Слайд.

Посмотрите на слайд. Установите последовательность этапов.

Традиционный урок

Организационный момент

Закрепление

Объяснение нового материала.

Повторение изученного материала

— Легко было установить порядок? Почему?

Пробное действие

— Установить последовательность этапов в структуре деятельностного урока. Сразу отмечу, что здесь не все этапы.

Урок в ДМ

Пробное действие

Мотивация (самоопределение)

Цель

Затруднение

— Сравните с верным вариантом. У кого нет верного варианта. Что возникло? Почему? Какую цель вы поставить перед собой?

— У кого ответ верный?

— Кто может объяснить, почему именно такая последовательность? /затруднение/

/ мотивация – самоопределение ученика предполагает осознанный переход из жизнедеятельности к учебной деятельности:

«надо» (требования со стороны учебной деятельности) – «могу» (тематические рамки) – «хочу» (внутренняя потребность включения в учебную деятельность);

Пробное действие: подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия по новой теме;

Затруднение и его преодоление (метод рефлексии): остановиться и подумать, как выполнял действие и в каком месте возникло затруднение (исследование), причина ( критика),

Поставить перед собой ЦЕЛЬ,

выбрать способ действий и построить ПРОЕКТ,

затем его РЕАЛИЗОВАТЬ./

8. Следующие шаги в организации методической работы. Целесообразно для учителей с мотивацией «Понимаю и хочу» организовать участие в курсах повышения квалификации уже в соответствии с выбранной технологией осуществления системно-деятельностного подхода. К сведению, принципы выбранной технологии должны быть заложены в основу вашей Основной образовательной программы основного общего образования. Соблюдая преемственность с начальной школой, мы остановились на следующих технологиях:

* технология деятельностного метода;

* проблемно-диалогическая технология;

* технология развития критического мышления.

Необходимо собрать оперативную информацию о результативности методической работы по формированию положительной мотивации у педагогов. С этой целью можно использовать наблюдение интервьюирование, анкетирование.

9. Порядок индивидуальной работы с учителями.

1) Предварительная беседа с учителем.

2) Работа с планами уроков, предъявленных учителем.

3) Посещение уроков, проводимых учителем.

4) Оформление рекомендаций по организации коррекционной деятельности с целью устранения выявленных причин затруднений.

10. Подводим итог. Исходя из основной цели мотивационного этапа (применяя продуманную систему методических мероприятий сформировать в педагогическом коллективе мотивацию), провести анализ степени достижения поставленных задач. Для этого необходимо ответить на вопросы:

* Смогла методическая служба выполнить задачу мотивационного периода работы: создать положительную мотивацию у основной части педагогического коллектива?

* Какие средства имели наибольший успех?

* Каковы причины промахов и просчётов?

* Сформировалась ли инновационная группа среди учителей начальной школы и среднего звена?

В настоящее время коллектив школы находится ближе к завершению мотивационного этапа. Год жизни коллектива в условиях инновации не может полностью решить вопросы о развитии интереса и формировании понимания необходимости освоении инновационных форм организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Мы продолжаем эту не простую, но увлекательную работу, так уверены, что «… если не изменится работа учителя (не учителя-инноватора, а рядового учителя массовой школы), то никакого существенного качественного приращения в направлении реализации новых образовательных целей не произойдёт. ООП и РП должны стать лишь «дорожной картой», помощником учителя в предстоящем переходе к ФГОС ООО»




map