Методическая разработка Адаптация к условиям ДОУ



Критерии адаптационной диагностики социального развития детей

младшей группы.

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

1.Понимает различия взрослых людей по половому признаку, выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей.

2.Различает эмоциональные состояния взрослых людей: радостный, грустный, сердитый.

3.Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.

1.Задание: найди на картинке дядю (тётю, бабушку). Положи сюда картинки, на которых изображены тёти, а сюда — дяди, бабушки — дедушки и т. д.

Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Тётя может быть с бородой? У кого может быть борода? Дедушка носит платье?

2.Задание: в одну сторону положи картинки, где все радостные. В другую — где все грустные, в третью — где все сердитые.

3.Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.

Ребёнок и сверстники

Знает и различает изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).

Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек.

Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный.

Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей или игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями. Понимает, что если кто-то плачет или огорчён, надо помочь ему.

Может высказать свои предположения в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического характера.

Знает, что в детском саду дети обращаются друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к другу, делиться игрушками; охотно вступает во взаимодействие с другими детьми в процессе игр, общих дел.

1.Задание: Выбрать картинки, где изображёны мальчики (девочки).

2. Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? И т. д.

3. Д/и «Настроение». Детям предлагается набор картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.

4. Обсуждение стихотворений А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок качается» (с использованием иллюстраций). Почему Таня плачет? Как ей можно помочь? Почему бычок боится? Как ему можно помочь? И т. д.

5.Детям предлагаются ситуации на выбор воспитателя, например, «Наш зайчик поранил лапку». Что делать?

6.Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Отношение ребёнка к самому себе

Знает свое имя, фамилию, пол.

2. Узнаёт свои вещи, игрушки, книжки среди других вещей.

Задаёт вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: «Для чего это?», «Почему?», «Как?», «Где?».

Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.

1. Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка?

2. Игровая ситуация: Пока вы все спали, приходила собачка, искала косточку, забралась в шкафчики, вытащила всю одежду, а я не помню — чья это одежда. Найдите свои вещи и уберите на место.

3. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

4. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Уровни освоения.

НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует с ними. Ребёнок плохо различает людей по половому признаку. Не различает эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.

СРЕДНИЙ: Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых и детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких, товарищей, игровых персонажей. Большинство заданий выполняет верно.

ВЫСОКИЙ: Все задания выполняет правильно. Ребёнок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих.

Анализ адаптационного периода в младшей группе на 15 октября.

В целом адаптация детей проходит спокойно, ровно. Синдром «утренних слёз» наблюдался у пятерых детей: Васиной Дарины, Афанасьевой Вики, Храмова Миши, Ткаченко Маши, Осиповой Насти. Ко всем детям применялся метод «постепенного привыкания», то есть дети в течении первых дней посещали д/с начиная с двухчасового пребывания, с постепенным увеличением времени пребывания.

У детей, названных выше были пропуски по болезни (ОРЗ), от пяти до восьми дней, без последующих рецидивов.

В данное время все дети остаются на полный день.

С целью снятия «тревожности» у вновь прибывших детей, применялся широкий спектр педагогических и психологических приёмов и методов: сюрпризные моменты при входе в группу, доброжелательное отношение воспитателей и специалистов, организация приятной обстановки с помощью ТСО, ярких игрушек, ситуативных и психологических игр, с учётом рекомендаций невролога и педагога – психолога.

Тяжёлая степень адаптации: нет.

Средняя степень адаптации:

1. Васиной Дарины,

2. Афанасьевой Вики,

3. Храмова Миши,

4. Ткаченко Маши,

5. Осиповой Насти.

6. Дмитриев Даниил

7. Коцеба Соня

8. Генералов Илья

9. Алексеева Саша

10. Кудашева Рената

Лёгкая степень адаптации:

11. Захаров Рома

12. Осин Егор

13. Евсюков Толя

14. Романько Лера.

Таким образом, можно сделать вывод, что за истекший адаптационный период в группе детей уже наметились определённые социальные и коммуникативные навыки, проявлений неадекватности не наблюдается. Сводная адаптационная диагностическая таблица ЗУН детей

1 – 2 младшей группы за 2008-2009 учебный год

критерии

Год

1 младшая группа

2 младшая группа

Количест—

венный

уровень

Качествен-

ный уровень

Количест-

венный

уровень

Качествен-

ный уровень

Понимание различия взрослых людей.

Н

0

12,8

С

К

66,6

77,7

Различение эмоциональных состояний взрослых людей.

Н

0

0

С

К

66,6

94,4

Знание и различение детей по половому признаку.

Н

0

38,8

С

К

100

100

Выделение особенностей внешности девочек и мальчиков.

Н

0

27,7

С

К

100

100

Различение эмоциональных состояний детей на картинках и детях группы.

Н

0

6,6

С

К

100

Умение высказывать своё мнение в решении проблемных ситуаций.

Н

0

27,7

С

К

94,4

100

Выполнение элементарных правил поведения в группе.

Н

0

20

С

К

94,4

100

Знание своего имени, фамилии, пола.

Н

0

50

С

К

94,4

100

Знание и отличение своих вещей, игрушек.

Н

0

22,2

К

100

100

Умение задавать вопросы при освоении нового действия.

Н

0

33,3

К

77,7

100

Уровень быстроты преодоления негативных состояний.

Н

0

33,3

К

66,6

88

Общий балл на конец года:

Общий % на конец года:

69,6

96,3

75%

94%

Анализ адаптационного периода в младшей группе

на конец 2008 – 2009 учебного года.

Тяжёлая степень адаптации: нет.

Средняя степень адаптации:

1. Афанасьевой Вики

2. Дмитриев Даниил

3. Коцеба Соня

4. Осиповой Насти

5. Ткаченко Маши

6. Генералов Илья

7. Храмова Миши

Лёгкая степень адаптации:

1. Захаров Рома 2. Осин Егор

3. Евсюков Толя

4. Романько Лера

5. Гордеева Алёна

6. Михайлова Настя

7. Кудашева Рената

8. Кузьминых Никита

9. Васина Дарина

10. Алексеева Саща

Таким образом, можно сделать вывод, что сравнительное адаптационное диагностическое обследование знаний, навыков, умений по социально — нравственным критериям показало повышение результативности на 88,2%.

В начале учебного года детей со средним адаптационным уровнем было12.

С высоким адаптационным уровнем 4.

В конце года со средним адаптационным уровнем 7.

С высоким адаптационным уровнем 10 детей.

За истекший адаптационный период в группе детей сформированы устойчивые социальные и коммуникативные навыки, проявлений неадекватности не зафиксировано, тяжёлой степени адаптации нет.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map