Методическая разработка Аппликация — как эффективное средство умственного нравственного



Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Сертоловский детский сад комбинированного вида №2»

Методическая разработка

«Аппликация — как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей группы компенсирующей направленности»

Разработала:

воспитатель группы

компенсирующей направленности

Васильева И.В.

г.Сертолово

2013г

Цель: разработка и апробация системы работы по изобразительной деятельности с целью  коррекции нарушений у детей с ЗПР.

Объект: процесс коррекции нарушений у детей с ЗПР.

Предмет: изобразительная деятельность детей с ЗПР.

Задачи:

–исследовать особенности влияния изобразительной деятельности на развитие и коррекцию познавательных процессов у детей с ЗПР;

–разработать систему работы по обучению навыкам изобразительной деятельности у детей с ЗПР;

–апробировать систему работы воспитателя по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с ЗПР.    

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

   теоретические: анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования;

   эмпирические: формирующий эксперимент в форме коррекционно-развивающей работы;

интерпритационные: количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием математической статистики.

Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР  освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И.Лубовский, Л.И.Переслени, И.Ю.Кулагина,Т.Д.Пускаева и др.).

Проанализировав психологические исследования, мы можем наблюдать у детей с ЗПР следующие особенности:

внимание неустойчивое, неравномерная работоспособность; ребенка трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности; недостаточная целенаправленность деятельности, они импульсивны, часто отвлекаются, с трудом переключаются с одного задания на другое.

-многие из детей испытывают трудности в восприятии (зрительного, слухового, тактильного); дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности; мало испытывают затруднения в практическом различении свойств предметов, однако, их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается вербально; особые трудности испытывают при овладении представлениями о величине; затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали, что не позволяет сформировать целостный образ предмета и это находит отражение в изобразительной деятельности.

-у детей ограничен объем памяти  и снижена прочность запоминания; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; произвольность запоминания практически отсутствует;

-отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений; детям сложно создать целое из частей и выделить части из целого, трудности в пространственном оперировании образами; не формируется уровень словесно-логического мышления: не выделяют существенные признаки при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам; трудности при сравнении.

-нарушения  речи преимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании инструкции, содержании сказок, стихов; ограничен словарный запас, словообразование; проблемы в связной, сопровождающей деятельность, грамматической стороне речи.

Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.

 Использование изобразительной деятельности как средства  коррекции  нарушений у детей с задержкой психического развития

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

Коррекционно-развивающие возможности изодеятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

 Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:

-воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

-развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

-формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

-формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

-развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

-развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

Я определила для себя цель провести исследование влияния аппликации на весь коррекционно-развивающий педагогический процесс.

Работу распределила на три этапа:

-подготовительный;

-технологический;

-завершающий.

Основной задачей первого этапа стало выявление, комплексное обследование знаний, навыков, умений по аппликации. При проведении педагогической диагностики использовала метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот метод позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития.  

Используя данные, полученные в ходе педагогического обследования, разработала программу по обучению навыкам и умениям в аппликационной деятельности, направленную на коррекцию нарушений у детей с ЗПР.

В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Избранные методы должны соответствовать:

общей цели и задачам;

специфике вида деятельности;

возрастным и психическим особенностям детей.

На первом этапе был составлен перспективный план развития изобразительной деятельности по аппликации. В плане все занятия были ориентированы на лексические темы, по которым занимается учитель-дефектолог.

На втором, технологическом этапе работы, реализуется система коррекционного воздействия средствами изобразительной деятельности. При этом учитываем, что ее эффективность зависит от взаимодействия, преемственности, конкретного и четкого распределения целей и задач, методов коррекционной работы с каждым ребенком.

Главной особенностью коррекционной работы стал комплексный подход при формировании определенных навыков у детей. Он предполагает следующее:

 планирование по спирали — на каждом последующем этапе усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться;

построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

проведение занятий интегрированного характера, что позволяет решать несколько разноплановых задач;

реализацию индивидуально — дифференцированного подхода, что предполагает при единой целевой установке различные способы выполнения задания каждым ребенком;

преемственность в работе всех педагогов: на аналогичном материале в рамках одной темы каждый из специалистов решал общие и специфические задачи;

использование игровой мотивации на всех занятиях;

продолжительность занятий определялась состоянием детей в данный день и степенью сложности материала.

Основными формами обучения навыкам изобразительной деятельности выбрала занятия, игры, коллективное творчество. Отличительной чертой таких занятий с детьми является то, что они решают как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях, в совместной деятельности используем следующие методы и приемы:

рассматривание образцов (картины, иллюстрации, фигурки);

чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки

показ способов изображения, поэтапный показ действий;

индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения;

игры, танцевальные паузы, физминутки;

поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения;

выставки детских работ, поделки для малышей, подарки для сотрудников и близких людей.

Непременной частью занятий изобразительной деятельностью стали дидактические игры на развитие познавательных процессов «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Угадай на ощупь» и т.д.

Таким образом, в процессе обучения аппликации я осуществляю развитие и коррекцию восприятия (цвет, фактура форма, величина), памяти (объем, длительность, устойчивость), внимания (концентрация, переключаемость, произвольность), мышления (мыслительные операции- анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), речи  (активация и обогащение словаря, развитие сопровождающей речи), воображения (перенос представлений в самостоятельную деятельность),  моторики (координация, переключаемость, автоматизация движений), личности (эмоциональное благополучие, мотивация, коммуникабельность).

Для более успешной реализации коррекционной работы в группе создана предметно-развивающая среда:

-«полочка красоты», где находятся образцы искусства;

-«уголок  изодеятельности», где в доступном месте находятся различные материалы и инструменты для изодеятельности;

-«уголок исследователя», где дети могут экспериментировать с материалами, исследовать их свойства;

-«доска творчества»

-«выставочный уголок», где родители и гости нашей группы могут познакомиться с работами детей.

Также в группе достаточно дидактических пособий, настольных игр типа «Собери букет», «Контуры», «Цвета», имеется аудиотехника, микроскоп.

В процессе формирующего экспериментального исследования я периодически провожу контрольную диагностику (сентябрь, май). Результаты  позволяют проводить коррекцию программы, изменять методы работы с детьми.

        На третьем, завершающем этапе необходимо провести заключительный анализ результатов и на его выводах  систематизировать и скорректировать наработанный материал, обработать наиболее оптимальные для развития детей методики, уточнить модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР

Результаты развития изобразительных умений дошкольников.

Показатели развития изобразительных умений дошкольников:

Владение техникой вырезывания;

Умение сочетать цвет фона и деталей аппликации;

Умение соотносить изображение по величине;

Умение показывать взаимодействие героев;

Владение приёмами работы с бумагой.

Способность к самостоятельной поисковой деятельности.

Овладение навыками совместной работы со сверстниками.

Уровни развития изобразительных умений дошкольников в аппликации

3 балла — высокий — у ребёнка отмечается большой интерес к процессу создания аппликативного изображения. Он в состоянии выполнить без помощи взрослого аппликационные операции, способен увлечённо заниматься деятельностью 20 минут и более.

2 балла — средний — ребёнка можно заинтересовать процессом создания аппликационного изображения путём вовлечения в совместную с воспитателем деятельность.

1 балл — низкий — ребёнок проявляет к данной деятельности интерес, но интерес носит ситуативный характер, его действия носят бессмысленный, хаотичный характер.

Сравнительный анализ результатов исследования коррекционно-развивающей работы средствами изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

На данный момент формирующий эксперимент находится еще на технологическом этапе, так как программа рассчитана на четыре года обучения. Как  уже упоминалось выше,  периодически проводится промежуточное диагностическое обследование с целью выявления уровня динамики, корректировки индивидуальных программ развития детей.

 Последнее промежуточное обследование познавательных  процессов, умений и навыков изобразительной деятельности  проведено в мае 2013года. (данные в табл)

Результаты сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов у детей на начальном и промежуточном этапах исследования (средний показатель)

Начальный этап – 1,3 балла

Промежуточный этап – 2,5 балла

После анализа полученных результатов видно, что показатели развития и коррекции способностей детей намного улучшились, и эти результаты   свидетельствуют об эффективности коррекционной  работы. Использование системы методов, приемов, средств организации деятельности детей с использованием ситуации успеха и разнообразных способов развития  и коррекции нарушений позволяют  значительно повысить уровень развития познавательных процессов , навыков и умений в аппликационной деятельности .

Сравнивая средний показатель уровня развития можно констатировать положительную динамику развития и коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Я полагаю, что дальнейшая работа в системе поможет в перспективе достичь полноценного развития детей и успешно подготовить их к обучению в школе.

       Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования  показывает, что вовлечение ребенка с проблемами в развитии в изобразительную деятельность способствует развитию и коррекции нарушений, а также развивает интерес к творчеству. Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, и эмоциональную сферу ребенка.

В результате систематической изобразительной деятельности, которая проводится с детьми  нашей группы, у детей развиваются восприятие, мышление, внимание, память, моторика. Развиваются  познавательные интересы к окружающему миру, обогащаются представления. В ходе исследования подтверждено предположение, что успешное  развитие и коррекция нарушений средствами аппликации зависит от создаваемых условий и умелого использования системы методов и приемов, обеспечивающих комплексное воздействие.

Таким образом, поставленные в моем исследовании цели и задачи  на промежуточном этапе достигнуты. И я думаю, что дальнейшая работа приведет к достижению полноценной цели нашего исследования. Это еще раз доказывает эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы.

        

Литература

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.-М.: Гном-Пресс,2002.

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности.-М.:Просвещение,1995.

Григорьева Г.Г.Изобразительная деятельность дошкольников.-М.:Академия,1997.

Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти,2002.

Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР.-М.:Владос,2003.

Ульенкова У.В.  Дети с задержкой психического развития. -Нижний Новгород,1994.-228с.

Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников.-М.: Академия,1999.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова. -М.: Академия,2001.

Аппликация в детском саду/ А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева.-Ярославль.: Академия развития,2002.

Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей/Под ред. К.С.Лебединской.М.1982.-125с.

Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству./С.М.Вайнерман, А.С.Большев и др.-М.:Владос,2001.

Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения/ Г.А.Кузнецова, В.В.Колесникова и др.-М.:Баласс,2004

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании.Хрестоматия./ Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.-М.: Гном и Д,2001.

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»//М.: Школьная Пресса.

Журналы «Дефектология»//М.: Школьная Пресса.

Результаты развития изобразительных умений дошкольников

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Аделина В.

1

2

1

2

1

3

2

3

1

2

1

2

1

3

1,1

2,4

Дима И.

2

3

2

3

1

3

2

3

1

3

2

3

3

3

1,9

3

Захар Е.

1

2

1

2

1

3

1

2

1

2



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map