Методическая разработка для родителей и педагогов по теме Значение поли сенсорного разв



Методическая разработка для педагогов и родителей.

« Значение поли сенсорного развития для детей раннего возраста со зрительной депривацией».

Учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.

ГБДОУ детский сад №24 Василеостровского района

Санкт-Петербурга.

Поли сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы поли сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия (перцепция — восприятие).

Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще не достаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он воспринимает. Общепринятыми мерками являются сенсорные эталоны. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система форм родного языка и т.д.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, осязательные образы. При этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены словом. Если образы восприятия закреплены словом, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Поли сенсорное развитие является важным условием развития целостного восприятия предмета. Не надо путать целостное восприятие предмета с его узнаванием, по-настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, а видят в предмете цвет, форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними.

Нарушение зрения у ребенка раннего возраста создает трудности накопления сенсорного опыта, что приводит к недоразвитию зрительного восприятия, а это отрицательно сказывается на формировании представлений, памяти, речи,

2

мышления дошкольников. Низкий уровень развития сенсорных процессов, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на развитие сохранных зрительных функций. Поэтому проблеме сенсорного восприятия в программе для детей с нарушением зрения уделяется особое внимание.

У детей с нарушением зрения при овладении сенсорными эталонами выявлены следующие особенности:

В сравнении с возрастными возможностями у дошкольников с нарушением зрения в условиях спонтанного познания предметного мира формируется значительно меньший объем представлений о сенсорных эталонах;

Низкое качество овладения сенсорными эталонами;

Трудности зрительного восприятия связаны с отставанием освоения операций на «выделение из множеств», и «соотнесение и сравнение однородных цветовых эталонов»;

Труднее всего дети с проблемами зрения овладевают сенсорными эталонами «форма». Особая трудность у дошкольников возникает при необходимости узнать, обозначить словом, локализовать в новом пространственном расположении;

Трудности овладения пространством связаны с неспособностью большинства детей верно оценить взаимное расположение объектов, найти заданную величину, соотнести предметы по величине при восприятии пространства и оценки расстояния;

Прослеживается зависимость уровня овладения дошкольниками сенсорных эталонов от степени и характера нарушенного зрения.

Основная задача педагогов специализированного учреждения для детей с нарушением зрения по развитию сенсорного восприятия должна заключаться в осуществлении двух моментов: овладение детьми сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Способы обследования предметов — это способы сравнения свойств воспринимаемых предметов.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

Ранний возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине и т.п.

Первоначально логично давать малышам задания на группировку предметов. Дети группируют предметы сначала по величине, затем по форме и, наконец, по цвету. На одном занятии дети группируют предметы большие и маленькие, но при этом предметы имеют одно название, на следующем — группируют предметы круглой и квадратной формы, но при этом сохраняется цвет и величина, т.е. всегда заданное сенсорное свойство на данном этапе обучения выступает единственно новым.

Формирование представлений о сенсорных эталонах происходит в несколько этапов.

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ

Детей учат практическому применению — прикладывая и накладывая определять больший и меньший предмет.

Умение выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку (2-3 предмета). Постепенно ряд расширяется и перед детьми ставится другая задача.

Определить промежуточную величину предметов «Чего не стало?»

Сначала путем примеривания,

Затем — условной меркой,

На глаз.

Обучая построению ряда следует подсказать ребенку, что сначала нужно выбрать самый большой предмет, а затем — самый большой из оставшихся, и действовать так, пока задание не будет выполнено.

4

На первом этапе не нужно добиваться правильного называния величины. Педагогу следует озвучивать практические действия ребенка. В дальнейшем ребенку предлагается словесная инструкция: «Выбери самую маленькую матрешку. Правильно, она — самая маленькая». Только после того, как ребенком будет накоплен практический опыт, можно просить называть параметры величины: — «Построй матрешек от самой большой до самой маленькой и расскажи, как ты построил».

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ

Знакомство с объемными фигурами: шар, кубик, кирпичик. Ребенок должен находить парные фигуры: «Дай шар, кубик, кирпичик, как у меня».

Закрепляется представление о тождестве: такой — не такой, разные — одинаковые. Группировка.

Словесная инструкция взрослого — подобрать предмет определенной формы: Игра «Чудесный мешочек» — узнай, достань кубик, шарик, кирпичик.

Ребенок словесно обозначает форму: шар, кубик, кирпичик. Соотнесение объемной формы с плоскостным изображением (как шарик, как кубик).

Соотнесение плоскостных изображений фигур с силуэтными формами (круг, квадрат, треугольник, овал), не называя их.

Ознакомление с геометрическими формами осуществляется с 1 по 4 этапы.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ

Ребенку предлагаются разноцветные предметы от 3 до 6. «Найди точно такую же, как у меня». Закрепляются представления о тождестве: такой — не такой, другой.

Составление пары по цвету «Построй парами кукол», «Подбери кукле бант» и т.д.

Взрослый сам называет цвет, озвучивая действия ребенка. Дидактическая игра «Построй башенку, как у меня». Педагог озвучивает: — «Первый этаж мы построим из красных кубиков».

5

Соотнесение предметов по цвету: «Закрыть окошки в домиках». Педагог называет цвет окошек, обращая внимание на то, что они подходят по цвету.

Ребенку предлагается действие: подобрать предмет определенного цвета, после того, как педагог озвучит этот цвет. «Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета». Начинать надо с теплых тонов: желтый, красный. Потом — синий, зеленый.

Устанавливается тождество предметов по цвету:

«красный — как помидорчик»,

«желтый — как солнышко»,

«зеленый — как травка»,

«синий — как небо»…

Формирование умения словесно обозначать цвет. Ребенка спрашивают: — «Как я назвала цвет этой игрушки?» Можно подсказать начало слова, первый звук, задать наводящий вопрос «Какого цвета травка?»

Группировать предметы по цвету: «Собери все желтые цветочки (из красных)», «Какие цветы ты собрал?». Аналогично — красные, затем зеленый из синего. Только когда ребенок начинает твердо оречевлять один цвет, — переходить к другому.

Выделять цвет, как признак предмета. Использовать в речи понятие «цвет». «Чем отличаются платья?» (цветом).

Определить основные этапы работы по сенсорному восприятию детей с патологией зрения помогут уровни сенсорного развития, вытекающие из содержания «Программы развития зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром» Рудаковой Л.В.

6

Литература:

Борякова Н.Ю., Собалева A.3., Ткачева В.В. «Практикум по развитию мыслительной деятельности дошкольников».

Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».

Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

7




map