Методическая разработка для воспитателей



Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка для начинающих ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Использование проблемно-игровой технологии в познании ФЭМП»

Разработала:

Мирзоян Флора Жириковна,

воспитатель

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ, студентам педагогических учебных заведений. В работе представлен пример методического сопровождения начинающим педагогам, помогающий правильно организовать воспитательный процесс.

Исходная форма может быть дополнением к методическим пособиям, поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми.

«Семинар-практикум»

Цель: раскрыть значение использования проблемно-игровой технологии в образовательной области ФЭМП для развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития, определить новые подходы организации проблемно-игровой среды группы.

Оборудование и материалы:

волшебный мешочек

•три ленты жёлтого,

•синего, и красного цвета (1 метр каждая),

•маркер,

•три цилиндра разных окружностей и высоты,

•стол для сравнения результатов,

•три стола и стулья для команд,

• три флажка жёлтого, синего и красного цвета,

•фломастеры и бумага для отметок результатов и ответов,

• палочки Кюизенера.

Предварительная работа:

Оформление фото-выставки по проведённой игре на тему «Проблемно-игровые технологии в развитии познавательной деятельности»

Подбор литературы по данной теме, составление статей из книг, цитат из высказываний учёных.

Подбор игровых технологий для детей по программе « Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» см. Приложение 1

Ход проведения:

Часть 1

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Я.А.Коменский

Гости приглашаются в группу, знакомятся друг с другом. Воспитатель проводит экскурсию по творческим уголкам, показывает фоторепортаж по проведённым играм. Ведётся дискуссия. Начинающим педагогам предлагается в свободной форме обсудить то, что они видят на фото. Воспитатель задаёт вопросы:

«Как вы думаете, чем мы занимаемся с детьми на этих фото?» Ответы

«Какая цель данных действий?» Ответы

«На что направлена такая форма образовательной деятельности?» Ответы

После небольшого разговора гостям предлагается разделиться на группы. Для этого они должны выбрать троих человек, которые впоследствии будут капитанами трёх команд. Из мешка, который называют «волшебным» капитаны команд вытаскивают фишки. Цвет фишки соответствует цвету будущей команды.

Когда фишки вытянуты, гостей направляют к столам с флажками соответствующего команде цвета. Гости рассаживаются. Начинается игра.

Часть 2.

Воспитатель начинает обращение:

«Для чего нужна игра?

Естественный путь развития ребёнка в области познания протекает в самодеятельности, которая понимается как активное участие ребёнка во всем, что его интересует. Для организации самодеятельности необходимо включение детей в деятельное наблюдение жизни, что поощряет пытливость их ума; создание условий развития; руководство развитием; обучение.

Основная задача педагога при руководстве игрой — вести её так, чтобы получить наибольший эффект.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрим, как с помощью проблемно-игровой ситуации развить у детей те или иные навыки и знания.

Для этого, предлагаю вам самим попробовать поиграть в те игры, в которые играю с детьми»

Игра «Шире-длиннее»

Участникам команды раздаётся материал (ленты, маркеры, цилиндры) для измерений. Необходимо измерить длину окружности цилиндров, а потом сопоставить результаты и записать их на лист.

Примечание : цилиндры играют роль стволов деревьев (см. фотографию 1).

Воспитатель:

«Объекты для измерения и мерки могут специально изготавливаться взрослыми с привлечением детей (полоски бумаги, палочки, ленты и т.д.) или браться готовыми.

В ходе измерений дети осваивают правила (алгоритмы), в соответствии с которыми проходят процессы измерения. Например, при «линейном» измерении следует:

Измерять соответствующую протяжённость предмета с самого ее начала (т.е. нужно правильно определить точку отсчёта);

Сделать отметку карандашом или мелом (а в нашем случае — маркером) в том месте, на которое пришёлся конец мерки;

При перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть

Окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат».

Гости делают измерения, пишут на бумаге результаты.

Воспитатель начинает дискуссию и задаёт троим командам одинаковые вопросы:

«Какие навыки развивает у детей данная игра?»

Команды обдумывают, отвечает капитан каждой команды.

«Измерение подготавливает ребёнка к пониманию арифметических действий с числами: сложения, вычитания, умножения и деления. Упражнения, связанные с измерениями, дают возможность получить также числовые данные, которые используются так же при составлении и решении задач»

«Какие представления формируются у детей с помощью этой игры?»

Проговариваются ответы

«Обучение измерению ведёт к возникновению у детей более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше выделять длину, ширину, высоту, объем т.е. пространственные признаки предметов»

«С какими образовательными областями связана данная игра?»

Предлагаю каждой группе разделиться на две подгруппы, которые будут обсуждать между собой ответы. В конце капитан каждой команды даст окончательный ответ.

Игроки ведут обсуждение. Капитаны команд дают развёрнутые ответы.

Данные игры в первую очередь связаны с образовательной областью «Познание». С помощью их у детей развиваются:

-сенсорные эталоны;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (исследование формы, структуры деревьев и т.д.);

образовательная область «Коммуникация». В помощью данной технологии развиваются

— навыки свободного общения с взрослыми и сверстниками;

— компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связанной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи;

В данной технологии прослеживается образовательная область «Социализация»:

— игровая деятельность детей;

-идет активное приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

Образовательная область «Художественное творчество». В рисовании идет закрепление формы, цвета, размера предмета, соотношение предметов по величине и т.д. Это несомненно развивает логику, восприятие, мышление.

Образовательная область «Безопасность» прослеживается в формировании навыков безопасного поведения в играх ( осторожно действовать с предметами)

Участие детей в расстановке и уборке игрового оборудования – образовательная область «Труд».

Вывод:

Таким образом, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путём непосредственно их сравнения. Измерительная практика активизирует причинно-следственное мышление. Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника

Вопрос в роли измерений в развитии математических представлений ставился в работах выдающихся педагогов(Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского) и методистов (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Блехер.).

Деятельность измерения довольно сложна. Но использование условных мерок делает измерение доступным даже для маленьких детей.

Игра «Палочки Кюизенера»

Воспитатель: «Мы уже с вами обсудили многие важные аспекты появления логического мышления у ребёнка. Вот ещё одна игра, которая очень полезна была бы в развитии у детей творческих и мыслительных процессов.

С целью овладения измерением (назначением, процессом получения результата, переносом способа количественной оценки любых величин в другие виды деятельности) используют цветные счётные палочки Кюизенера. Измеряемой величиной может быть любая из палочек, кроме белого кубика, означающего число 1. Кубик успешно используется в качестве мерки (им может быть измерено любое число). Если меркой является розовая палочка (число 2), то при измерении красной, фиолетовой, бордовой, оранжевой палочек может быть получено «целое» число мерок, а при измерении остальных палочек -остаток в виде одного кубика.»

Каждой группе даются палочки Кюизенера и рисунок, которые они должны составить. Рисунки разные: Группа 1-самолёт, группа 2-корабль, группа 3 –якорь.

Пока участники делают, воспитатель поясняет:

Данные игры необходимо проводить при непосредственном разговоре воспитателя с детьми. Очень важно отмечать то, как дети рассуждают, какие методы они используют для счёта. В ходе разговора взрослого с детьми сравниваются результаты : количество полученных частей и из размеры, формулируется зависимость? Чем больше количество частей, на которые делят целое, тем меньше каждая часть.

Необходимо связать изменение одной величины с изменением другой, установить особенности и направления изменения. Основной методический приём – постановка проблемных вопросов. Ими воспитатель пользуется, чтобы помочь осознать направления изменения в каждом конкретном случае.

(когда мерка длиннее-число мерок меньше, мерка короче-число мерок больше; мерок уложилось больше-предмет выше, мерок меньше- предмет ниже и т.д).

Активизируют познавательную деятельность детей вопросы и просьбы («Почему?», «Почему так получилось?», «Объясни, почему так получается»), которые требуют самостоятельного обоснования зависимостей между величинами

Р.Л. Непомнящая отмечает : «На доступном ребёнку 5-6 лет примере взрослый помогает ему понять соответствие измеряемой величины определённому количеству мерок, изменение одной величины в зависимости от другой, взаимосвязь между величинами. Для этого в процессе измерения особое внимание уделяется точности обозначения действий, запоминанию результата: «Что ты измерял и как?», «Каков результат измерения?», «Как проверить, не ошибся ли ты при измерении?»

Участники с готовыми формами вступают в дискуссию.

Воспитатель задаёт вопросы:

Как вы считайте, в чем познавательная ценность данной игра для детей дошкольного возраста? Ответы

-В 5-6 лет дети начинают давать развернутые словесные объяснения, самостоятельно характеризуя объект, средство и результат, запоминают их количественные характеристики.

Что делать, если ребёнок плохо объясняет причину своих действий, не может правильно сформулировать и прокомментировать свои действия?

-Воспитатель следит, чтобы в речи детей были точные характеристики, правильные и развёрнутые. Указывая направление изменения одной величины, он одновременно должен отмечать направление изменения другой, связанной с первой, определять, при каких условиях возможна такая связь между ними. Необходимо побуждать детей использовать в речи структуру условных предложений (если…, то…, а если.., то..; когда.., то.., а когда.., то…)

Уместна будет здесь фраза Л.С. Выготского : «То, что ребёнок сделает сегодня совместно со взрослым, завтра он сделает сам»

Ответы воспитателей утвердительные с обоснованием.

Позвольте представить некоторые воззрения учёных на математическое развитие детей.

Одним из тех, кто стоял у истоков педагогических концепций была Е.И.Техеева, которая в 20-30-е гг. XX в. Чётко определила свои позиции в области математического развития детей дошкольного возраста. Е.И. Тихеева считала, что обучение математике должно быть игровым. Такое обучение удовлетворяет потребность детей в движении, стремление мыслить, самостоятельно добывать и применять знания. Также она обосновала ряд положений, характеризующих обучение счёту :

Обучение строится на основе учёта предпосылок детского развития и протекает в форме самодеятельности. Оно невозможно без богатого дидактического материала, жизненного опыта, чёткого ненавязчивого руководства.

Игры занятия сконструированы ею таким образом, что от освоения простых внешних особенностей предметов и отношений между ними (свойства, отношения по количеству, размер) дети переходят к познанию зависимости между величинами, числами, усваивают арифметические действия, измерения.

Руководство игрой, состоящее в постановке познавательных задач, обеспечивает развитие самостоятельности в игре.

Для современных программ математического развития детей характерно следующее:

Направленность математического содержания программы для детей носит характер и способствует развитию познавательно-творческих способностей детей. Дети осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно — временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи. Овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счётом. Это создаёт условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.

Используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и «прежде всего активность обучающегося» (В.А. Ситаров, 2002). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребёнком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые.

Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребёнка.

«Результат обучения можно предугадать, если правильно поставлены все цели » Я.А. Коменский

Гости задают воспитателю интересующие вопросы.

Заключительное слово воспитателя:

Очень важно понимать, что многое зависит именно от Вас, от тех людей, которые направляют ребёнка по правильному пути. Всё, что мы сегодня изучили, хоть и в теоретическом виде, вполне может использоваться вами в вашей педагогической практике. Со временем, вы научитесь понимать, какие методы Вам необходимы, а каких стоит обойти, занимаясь с конкретным ребёнком. Индивидуально подходя к обучению детей, Вы сможете выявлять, возможно, совершенно новые развивающие методы. Проблемно-игровые технологии наиболее часто используются в современной педагогике, однако и здесь можно найти много новых методов и применять их в образовательном процессе дошкольников. Надеюсь, Вы узнали много полезной и нужной для себя информации.

Желаю Удачи и достижения новых успехов в нашем деле.

Список использованной литературы

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций.— М.:Владос,2004

Развитие у детей представлений о величие/Теории и методика технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия/Сост.: З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая

Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.– М.: Академия,2000.

Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика.—М.: Наука, 1992

Литературный материал с математическим содержанием./ Сост.: Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л.—СПБ.: ЦВПО, 2005.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников.—М.: Просвещение,1889.

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. -СПБ.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.




map