Методическая разработка и презентация к уроку Войдем в буддийский храм



Костромина Ольга Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №121

г. Санкт-Петербург

Урок для учащихся 4 классов.

Тема: Войдем в Буддийский храм

Программное содержание.

Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний вид и внутренний вид буддийского храма. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы.

Основные методы и приемы.

Интернет-экскурсия в буддийский храм.

Чтение и обсуждение текста, рассматривание иллюстраций учебника.

Цель: познакомить с религией России — буддизмом.

Задачи: учить работать с текстом, выделять главное, анализировать; развивать речь учащихся, развивать умение работать с полученной информацией, работать в парах.

Ход урока

Орг. момент

Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами войдем в буддийский храм. Мы узнаем о …(Слайд 2) Что такое буддизм? Кто такой Будда? Как устроен буддийский храм? Какой самый большой буддийский храм в Европе?

Работа по теме урока.

— Как возник буддизм? Кто такой Будда?

— Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма), целью которой является избавление от страданий и помощь живым существам в обретении счастья. Возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды) Чтение рубрики «Жил на свете человек» (Слайд3)

— Как устроен буддийский храм? Стр. 78-81 учебник.

Беседа по теме урока.

— Буддийские храмы разнообразны. Архитектура буддийских храмов поражает своей неповторимой архаикой и почти сказочной символичностью. (Слайд 5).

Она отличается от любых архитектурных систем современности, хотя, конечно, её становление происходило на основе заимствований. Смесь архитектурных стилей и создают уникальность и оригинальность архитектуры буддийских храмовых комплексов. Композицию практически всех буддийских храмов определяет религиозно-символическая концепция, которая пронизывает каждую архитектурную деталь.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Пагода — буддийское или индуистское сооружение культового характера. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Однако мало кто знает, что прототипом для этой пагоды послужила индийская ступа – полушарие из земли и камня.

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Просмотр фильма. (Слайд6)

— Вам понравился фильм? Что запомнилось? Где находится самый большой буддийский храм.

— А вы знаете об известных буддийский сооружениях? Хотите узнать?

Рубрика «Это интересно» (Слайд 7 и 8)

Самая высокая буддийская пагода возведена в провинции Цзянсу на востоке Китая. Высота тринадцатиярусного строения составляет 153,79 метров. Пагода «Тяньнинбаота» с позолоченным навершием украсила территорию древнего храмового комплекса «Тяньнинсы». Он был основан еще в период династии Тан (618–907 годы) в районе города Чанчжоу и неоднократно перестраивался.

В частности, там находилась семиярусная пагода эпохи Сун (960-1279), но она была сожжена в ходе войн. Сооружение новой пагоды началось в 2002 году и обошлось в 300 миллионов юаней (38,5 миллиона долларов). На строительство пошли ценные и особо плотные породы дерева, импортированные из Мьянмы и Папуа-Новой Гвинеи.

На последнем ярусе башни установлен огромный бронзовый колокол весом 30 тонн. Он поражает мощным звоном, который слышен на расстоянии пяти километров. Там же хранится уникальное изваяние Будды, созданное из горного хрусталя. Эту реликвию выкупил и передал в дар храму один китайский коллекционер из числа эмигрантов. постройки: храмовые постройки на горе отличались от ансамблей, выстроенных на горе.

Каменные скульптуры в буддийском храме Otagi Nenbutsu-Ji (Киото, Япония)

Буддийский храм Otagi Nenbutsu-Ji редко можно встретить в путеводителях с перечнями достопримечательностей Киото (Япония). Возможно, это и к лучшему, ведь нескончаемый туристический поток вряд ли пошел бы на пользу этому удивительному месту. А посмотреть здесь есть на что: в окрестностях храма установлено 1200 каменных скульптур ракан, учеников-последователей Шака, основателя буддизма Храм Otagi Nenbutsu-Ji был построен в середине 8 в., но его судьба сложилась трагично: он существенно пострадал во время одного из разливов реки Камо, поэтому решено было перенести храм в более укромное место. Позже Otagi Nenbutsu-Ji вновь был разрушен во время гражданской войны в 13 в. В 1922 г. храм реконструировали во второй раз, однако тайфун 1950 г. также не пощадил святыню. Каменные скульптуры были переданы в храм в 1981 г. За три десятилетия они успели покрыться мхом, так что выглядят еще более органично, словно привычные для нашей культуры лесовики. Скульптуры создавали, что называется, всем миром. В храм Otagi Nenbutsu-Ji съезжались скульпторы-любители со всей страны и вырезали человечков из камня под руководством опытного мастера Kocho Nishimura. Изваяния учеников Будды получились совершенно разными: каждый со своим выражением лица, с уникальными эмоциями. Причудливые фигуры стали «визитной карточкой» храма, привнесли особый игровой элемент в духовную атмосферу священного места.

Буддийские монахи. (Слайд 9).Учебник с. 81

— Монах – это человек, который по своему религиозному убеждению решил остаться один, без семьи.

Проверка усвоенных знаний.

— Что нового сегодня на уроке было для вас? Какие вопросы есть? У вас на столе лежат листочки с заданиями для выполнения в паре. Вам надо будет выполнить небольшой тест и указать, какое строение у вас на рисунке. По желанию его можно раскрасить.

1. Подчеркни слова, которые относятся к буддийской культуре:

церковь, карета, мечеть, пагода, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монахи, ступа, законы, платье, сказка.

2. Кто является основателем буддийской религии?

Сиддхартха Гаутама

Мухаммед

Иисус

3. Что такое пагода?

Крыша храма

Многоступенчатая башня

Это вход в буддийский храм

4. Что означает слово Будда?

Умный

Просветленный

Сострадающий

5. Напиши название этого строения.

Взаимопроверка с комментированием.

Рефлексия.

В каком храме вы сегодня побывали? Что нового узнали? (слайд 10) Смогли ли мы ответить на вопросы, которые ставили в начале урока? Вам понравился урок? Что не получилось? Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Источники:

http://www.happyho.ru/files/imagecache/preview/images/2009/09/tailand-buddiiskie-khramy-6551.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%E4%E4%E8%E7%EC википедия

Видео http://www.youtube.com/watch?v=f5OIB60i92o

http://www.kulturologia.ru/blogs/231013/19083/

http://torchu.ru/_nw/3/01944235.jpg

http://images.yandex.ru/yandsearch

http://images.yandex.ru/yandsearch

http://www.sunhome.ru/journal/119840

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4d/Lake_Shanhu_pagodas_at_night.jpg/800px-Lake_Shanhu_pagodas_at_night.jpg

http://image.newsru.com/pict/id/large/762604_20050610162011.gif

http://image.newsru.com/pict/id/large/784299_20050831111216.gif

http://wscdn.bbc.co.uk/worldservice/assets/images/2011/02/01/110201132124_monks_226x170__nocredit.jpg

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России, М., Вентана-Граф, 2012, ред. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.




map