Методическая разработка к занятию по обучению грамоте детей подготовительной группы



Конспект совместной деятельности по обучению детей грамоте

(подготовительная группа)

Тема: Согласный звук [Л, Л’] , буква «Л».

Цель:

Формирование у детей познавательного интереса к обучению грамоте, интеллектуальное развитие (образовательная область «Познание»)

Овладение грамотой как средством взаимодействия с окружающими людьми (Образовательная область «Коммуникация»)

Познакомить с буквой «Л». Закрепить навыки различения, чёткого произношения и фонематического анализа звуков [Т, Т’]. Развивать фонематический слух.

Задачи:

Развивать устную речь детей, обобщать словарный запас,

Развивать коммуникационные особенности на основе общения.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность

Технологии:

Информационно-коммуникативная технология

Технология исследовательской деятельности

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Здоровье сберегающая

Оборудование:

Теремки Воскобовича

Коврограф «Ларчик» Воскобовича

Индивидуальные кассы букв и слогов

Зеркала

Ноутбук, презентация «Звук и буква Л»

ХОД:

Организационное начало:

Дети, сегодня мы с вами продолжим знакомство с звуками и их обозначением на бумаге – буквами. Сейчас я буду произносить слова и показывать вам картинки к ним.

Основная часть:

Определение на слух места звука в трёх позициях (фронтальная работа сопровождается показом слайдов 1-19.

-в начале слова: лампа, лодка, лыжи, лук (закрепление понятия многозначности), лев, лиса, луна, лопата.

-в середине слова: молоток, белка, павлин, апельсин, молния (закрепление понятия многозначности), цыплёнок.

-в конце слова: стол, стул, дятел, бинокль, самосвал.

Артикуляционная гимнастика: произносим скороговорку выразительно и ясно:

Пошёл Игнат лопаты покупать.

Купил Игнат пяток лопат.

Звуковой анализ слова ЛУША. (Сюрпризный момент)

— В гости к детям «приходит» красивая кукла-неваляшка ЛУША (слайд 20. Она знакомится с ребятами. (произнося слово ЛУША, следует голосом выделить звук Л, фиксируя на нём внимание детей).

-Какой первый звук в этом слове?

Что в нашем ротике помогает нам его произносить (работа с зеркальцем)

Ответ: Язык, он упирается в верхние зубы или дёсны

-Значит какой это звук?

Ответ: согласный, его нельзя крикнуть, во рту есть преграда выдыхаемому воздуху

-Демонстрация слайда №21 презентации, фонетический анализ звука детьми по закреплённой на прежних занятиях схеме характеристики звука

-Хлопками покажем количество слогов в слове ЛУША. Назовите первый слог, второй. А ещё в каких именах есть этот звук? Ответы детей.

Знакомство с буквой Л:

-какую букву она вам напоминает? Чем похожа? Чем отличается?

-игра с коврографом «Ларчик»: карточка с буквой Л размещается к ранее изученным буквам,

-игра с кубиками Воскобовича: в гости у букве Л (демонстрируется кубик-теремок с этой буквой) приходят гости-весёлые акробаты. Буква Л, как гостеприимная хозяйка усаживает их за стол возле окна и мы с вами их можем в этом окошке увидеть. Им весело вместе и они начинают петь песенки. Задание для каждого индивидуально пропеть получившийся слог: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЯ, ЛЕ, ЛИ, ЛЁ, ЛЮ. Обратите внимание, как меняется крыша домика ( зелёная, как мягкая травка ,если звук Ль — мягкий и синяя, как твёрдая льдинка, если звук Л — твёрдый)

Слоговая таблица. Демонстрация слайда №22. Сначала дети читают все слоги, а затем составляют из них слова

Физкультминутка:

Мы пилили доску,

С утра у нас дела.

Стальные зубы остры,

Легко идёт пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим-пилим, пилим-пилим.

Раз-два, раз-два,

Будут на зиму дрова.

(дети имитируют движения

пильщиков)

Организационное окончание:

•Работа с индивидуальными кассами букв и слогов: дети размещают в кармашки касс карточки с заглавной и строчной буквами Л, л, составляют имя Луша (обратить внимание, что имя пишется с заглавной буквы), мала, сама

Литература: Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению: программа-конспект. – Акцидент, 1997. – 188с. / (Из опыта педагога).




map