Методическая разработка кружка Бим-бам-бом игра на детских музыкальных инструментах д



Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего возраста

Разработала:

Музыкальный руководитель Семенова Т.П.

Аннотация

Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста с ОВЗ через музицирование. Предлагаемый материал познакомит детей с простейшими музыкальными инструментами и способами игры на них, разовьет все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический, мелкую мускулатуру пальцев рук, разовьет творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.

Подобранный музыкальный репертуар воспитает у детей коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержку, целеустремленность, настойчивость.

Данная разработка будет полезна музыкальным руководителям и педагогам, работающим с детьми младшего возраста, на занятиях ритмикой в коррекционно-образовательных учреждениях, частично включены в музыкальные занятия, индивидуальную работу.

Содержание

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Календарно-тематическое планирование кружка «Бим-бам-бом»

Введение

Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты-просветители Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, австрийский композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования в развитии музыкальности у детей.

Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели отечественной системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Еще в 20-е годы Н.А. Мет-лов и Л.И. Михайлова говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40-х годах Метло-вым были организованы оркестры в детском саду, намечены подходы к методике работы с ними, созданы новые звуковы-сотные детские музыкальные инструменты.

В действовавшей многие годы программе музыкального воспитания дошкольников игра на детских инструментах занимала значительное место. Однако обучение детей игре на звуковысотных инструментах строилось на основе обозначения клавишей с помощью букв, слогов, цифр или цвета, то есть, фактически, на искусственных «костылях», не имеющих отношения к музыке. Дети, многократно повторяя, заучивали последовательность этих ориентиров и каждый раз при переходе к новой мелодии начинали с нуля.

Настоящее время характеризуется переосмыслением детского музыкального воспитания.

Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Дети с нарушением развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования у них художественной культуры, но и как средство лечения.

Результаты мониторинга показывают, что дети с расстройством речи отстают от своих сверстников по многим показателям психомоторного и эмоционально-волевого развития, не владеет в большинстве случаев положенными по возрасту двигательными навыками, имеет ряд личностных особенностей, обусловленными речевыми нарушениями.

В настоящее время благодаря детальным исследованиям А.С. Брусиловского, И.М. Гриневой, Н.Д. Масловой, Е.Ю. Рау, Ж. Дремор, доказано, что коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребенку с проблемами проявляются прежде всего в том, что они выступают источником позитивных переживаний ребенка, рождают новые креативные потребности, способы их удовлетворения, обеспечивают формирование музыкальной культуры и осуществление коррекции отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах.

Современные преобразовательные процессы в области музыкально-креативной педагогики, поиски путей и методов эстетического воспитания, опыт работы в речевом ДОУ привели к необходимости использования элементарного музыкального музицирования.

Элементарное музицирование представляет для нас большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств в работе с детьми с ОВЗ. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, продолжают развивать навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается моторика пальцев рук; во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко; в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам; в-четвертых, в ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одаренности; и самое главное наличие во всех упражнениях элементов творчества.

Основная часть

Детский сад компенсирующего вида № 13 «Буратино» посещают дети, у которых кроме патологии речи, выявлены следующие нарушения психоэмоционального состояния: невысокая самооценка, низкая степень самоприятия, эмоциональная лабильность, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. Поэтому для таких детей требуются дополнительные услуги, которые способствовали бы решению проблемы.

Кружок «Бим-бам-бом» — музицирование на детских музыкальных инструментах. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир выразительных свойств звука, помогает формировать все компоненты музыкального слуха, познавать окружающую действительность с помощью звуков.

Игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание, волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость.

Цель: проявление и развитие музыкальных способностей ребенка через музицирование.

Задачи:

Познакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами и способами игры на них.

Побуждать к самостоятельной деятельности.

Формировать устойчивое ощущение метроритмической пульсации музыки.

Развивать все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический.

Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

Развивать способность детей к организованной работе в ансамбле.

Развивать творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.

Интеграция с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация»

формирование представлений о музыкальных инструментах; развитие игровой деятельности;

«Чтение художественной литературы»

использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе музицирования

Занятия проводятся 2 раз в неделю в игровой форме, что позволяет детям в доступной форме получать знания и решать задачи, поставленные перед ними педагогом. Помещение проветривается каждый раз перед занятием и после него.

Диагностика элементарного музицирования

Средняя группа

Элементарное музицирование

1. Устойчивый интерес к данному виду деятельности.

2. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.

3. Чувство ансамбля.

Старшая и подготовительная к школе группы

Элементарное музицирование

1. Устойчивый интерес к музицированию.

2. Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах.

3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.

4. Чувство ансамбля.

Характеристика уровней

Высокий уровень — творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень — эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

Низкий уровень — малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Список средств обучения

— ТСО: магнитофон, фортепиано

— оборудование: детские музыкальные инструменты

Заключение

Реализация методической разработки кружок «Бим-бам-бом» для детей младшего возраста позволила достигнуть следующих результатов:

Дети, посещающие кружок:

Узнали о шумовых (перкуссионных) музыкальных инструментах и способах игры на них (колокольчик, погремушка).

Познакомились с духовыми и ударными музыкальными инструментами и научились правильным приемам звукоизвлечения.

Получили начальные знания и умения игры на металлофоне.

Вместе с родителями научились изготавливать музыкальные инструменты из подручных материалов.

Прошли выступления оркестра на утренниках и развлечениях:

«Малыши в осеннем лесу» — «Ореховый оркестр» Детский краковяк мух. Слонова;

«Новогодний теремок» — игра в оркестре на деревянных ложках, погремушках «Во саду ли в огороде» муз. Агафонникова;

«Паровозик из Ромашково» (II младшая группа) – «Веселая кухня» муз. Вихаревой (самодельные шумовые инструменты, деревянные ложки, «тарелки»);

«Колобок наоборот» (средняя группа) – «Полька» муз. Филиппенко (металлофоны, бубны, деревянные ложки, трещотка).

Выступление в экологическом развлечении «В гостях у гномика» во II мл. группе.

«Танец медвежат с ложками» муз. Котышевой.

Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» шумовыми инструментами;

Песня «Дождик» муз. Нероновой

Выступление на развлечение в ср. группе «Весеннее настроение», где использовались:

сказочки-шумелки: «Пришла весна», «Чей голос лучше»;

музыкальная зарисовка «Лягушонок», «Дятел», «Медведь»;

песня «Веселая дудочка» муз. Красева с игрой на инструменте.

У детей, посещающих кружок «Бим-бам-бом» на конец года определились следующие результаты: активизировалось внимание, воля. Самостоятельность. Совместное музицирование помогло стать детям более раскрепощёнными, почти совсем избавило от стеснения и скованности. Участники кружка стали более открытыми, легкими в общении, обрели уверенность в себе, стали более музыкальными.

Список литературы

Куприянова Т.М. Музыка для малышей. Игры, песни, танцы, шумовой оркестр. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 80 с.

Играй, наш оркестр для детей младшего возраста. Составитель А. Певная. – Москва. 1983 г.

Бублей С.. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Ленинград «Музыка». 1989 г.

Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год. 

Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999. 

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах.- М., 1999

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

Приложение. Календарно-тематическое планирование кружка «Бим-бам-бом»

Октябрь

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный репертуар

Обеспечение

педпроцесса

1-я

неделя

«Музыкальный магазин»

(деревянные звуки)

Привлечь детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами

Создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов

«Моя лошадка» муз. Гречанинова

Деревянные палочки, деревянные ложки, деревянные кубики

2-я

неделя

3-я

неделя

3. Формировать умение подыгрывать на деревянных ударных инструментах

Песня «Барабан» муз. С. Коротаева

Деревянные палочки, деревянные ложки, барабан

4-я

неделя

Ноябрь

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

педпроцесса

1-я

неделя

«Музыкальный магазин»

(перкуссионные инструменты)

Научить детей правильным приемам звукоизвлечения

Развитие слухового внимания, воспитание активности желание принимать участие в игре

Развивать навык одновременного исполнения на инструменте

Попевка «Колокольчик», «Погремушки» р.н.м.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю»

Музыкальная игра «Оркестр» ук. н.м.

Погремушки, бубен, колокольчик

2-я

неделя

3-я

неделя

«Музыкальная мастерская»

1. Создать условия, чтобы каждый ребенок мог сделать с помощью взрослого какой-нибудь музыкальный инструмент

2. Создать условия для экспериментирования детей со звуком, цель которого — установление зависимости качеств звука и свойств, используемых материалов (крупа, пластмассы, бумаги)

3. Организовать импровизированный концерт или спектакль с использованием самодельных инструментов.

Озвучивание сказки

Для изготовления самодельных инструментов необходимы следующие материалы:

различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре, разноцветные фантики и пр.);

деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц и др.);

леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки;

кусочки пластика, небольшие металлические предметы (пластины, ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и т.д.);

металлические банки разных размеров (например, от томатной пасты, газированной воды);

пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады.

4-я

неделя

Декабрь

Неделя

Тема

месяца

Цели занятия

Музыкальный

репертуар

Обеспечение

педпроцесса

1-я

неделя

«Музыкальный магазин»

(духовой инструмент)

Познакомить детей с музыкальным инструментом дудочкой и научить детей правильным приемам звукоизвлечения

Песня «Веселая дудочка» муз. Красева



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map