Методическая разработка Мы вместе заседание родительского клуба



Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 994

Утверждаю

Заведующий ГБОУ д/с №994

______________Л.А.Куклева

«___»_______________2013

Заседание родительского клуба

Деловая игра «Мы вместе»

Москва, 2013

Цель: создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми.

Задачи:

Создание атмосферы личностного и группового комфорта.

Пропаганда правового воспитания родителей.

Формирование навыков конструктивного общения взрослых с детьми.

Предупреждение семейного насилия.

Встреча проводится в нетрадиционной форме — включена предварительная работа, как с родителями, так и с детьми; на самом занятии используются элементы тренинга. Такая форма работы предоставляет возможность расширить взаимодействие педагогов родителей и детей, получить от каждого более полную и разнообразную обратную связь.

Встреча с родителями проходит с привлечением педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп.

Возраст детей — все возрастные группы детей от 3-х лет.

Методы работы: арт-терапия, игротерапия, опрос (анкетирование), информационная составляющая, решение проблемных ситуаций.

Используемый материал: клубок ниток, коллаж, цветная бумага, ножницы, «Волшебный сундучок» с предметами

План:

Анкетирование родителей — анонимно, проводится за 1 или 2 дня до встречи

Занятие с детьми — проводится в группе до встречи с родителями. Воспитатель беседует с детьми о дружбе, об умении уважительно относиться к своим близким. В конце беседы дети изготавливают коллаж «Добрые ладошки» (в середине ватмана рисуется круг, в который дети приклеивают вырезанные отпечатки своих ладоней).

Этап знакомства и сплочения — «Связующая нить».

Результаты анкетирования.

Информационный блок — знакомство с правовым пространством по защите детей.

Работа в подгруппах — «Проблемные ситуации».

Упражнение «Скала».

«Коллаж».

Обратная связь — рефлексия.

Подведение итога встречи

Примерный материал родительской встречи

Родители садятся в круг (стулья расставлены заранее). Педагог-психолог рассказывает о принципе добровольного участия во встрече и принципе «здесь и сейчас». Затем предлагает познакомиться, перебрасывая клубок ниток (который разматывается и нитка остается в руках участника) называя свое имя.

Педагог-психолог: «Прислушайтесь к себе и почувствуйте через связующую нить биение наших сердец. Мы с вами сейчас единое целое. Спасибо!»

Педагог-психолог: «В детский сад все приходят с разным настроением. Мы тоже попробуем отразить сейчас наше настроение, с которым они пришли на сегодняшнюю встречу, сжатые ладошки — плохое настроение, широко разведенные руки — замечательное». По желанию, родители не только показывают, но и объясняют свои чувства.

Старший воспитатель: «Вы отвечали на анкету, которую мы вам предлагали и сейчас я расскажу о полученных результатах».

Оглашаются аналитические выкладки в процентном соотношении, а так же зачитываются самые интересные высказывания.

Родители включаются в процесс оглашения данных анкеты.

Старший воспитатель «Тема нашей встречи «Мы вместе!». Чувство доверия у ребенка появляется очень рано. В дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру. В этом помогают ему любящие и заботливые взрослые, которые его окружают.

«Декларация прав ребенка» принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающая права детей. В Декларации провозглашаются права на: имя; гражданство; любовь; понимание; материальное обеспечение; социальную защиту; право развиваться физически, умственно, нравственно, духовно; свободу и уважение; учебу; медицинскую помощь.

Близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психического благополучия ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.

Права ребенка являются неотъемлемой частью прав человека. Принятая в 1989г. и ратифицированная в 2000г. «Конвенция о правах ребенка» пока мало еще знакома не только родителям, но и педагогам. В этом документе указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, при этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, отмахиваются от них. Подобная ситуация опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика — иначе ведут себя, иначе думают.

Из официальной статистики (Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2005г.) — 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права. Вместе с тем 74% допускают шлепок по попе и 31% — используют ремень. Выяснилось, что самих родителей в детстве: 80% — лишали удовольствий; 66% — ставили в угол; 63% — подвергали телесным наказаниям; 46% — запугивали; 58% — подолгу не разговаривали, т.е. лишали общения. Родители объясняют свое поведение тем, что их раздражает в ребенке — ложь, неаккуратность, непослушание, капризы и истерики, навязчивость и прочее. У нас в России унижение достоинства ребенка, к сожалению, вполне распространенное явление. Проблемы взрослых — не вина ребенка, а его беда и несчастье. По данным, взятым из Интернета (2008г.) — около 2 млн. детей ежегодно подвергаются жестокому обращению; каждый 10-й ребенок гибнет от рук взрослого; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством; более 50 тыс. уходят из дома.

Мы можем сделать вывод, что только взрослые и особенно родители должны защищать права ребенка от насилия, угроз его жизни, от нарушения его прав и свобод».

Старший воспитатель. Уважаемые родители, каждый человек, конечно, имеет свои права, но пользоваться ими может, не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это умеем делать? Предлагаю посмотреть на наших детей.

ДЕТИ (вместе):

Уважаемые родители!Вам желаем, чтобы мыВас не огорчали,Чтобы майки и трусыСами мы стирали.Чтоб не ныли, не дрались,Вам мы не грубили.Только надо, чтобы выНам примером были.

ДЕТИ: Уважаемые взрослые! Соблюдайте следующие правила:

Не разговаривайте во время еды!

Не качайтесь на стуле!

Мойте руки перед едой!

Не смотрите долго телевизор!

Не ешьте много сладкого!

Сидите ровно!

Не пачкайте и не рвите одежду!

Не трогайте кошек!

Не читайте лежа!

Не грубите!

Старший воспитатель: Ну, что уважаемые родители – все ли соблюдают эти правила (идет обсуждение). Ребенок во всем берет пример с нас – родителей, взрослых.

Педагог-психолог: А сейчас пришло время немного размяться. Встаньте все возле своего места,  покажите мне левую руку ладошкой вверх, а правой  рукой загибайте на ней пальчиками со слова:

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья. (сжимается кулачок). Так что же такое семья?

(Семья – это когда люди живут вместе и это  родные люди)

В семье человек уже думает не только о себе, но и о том, чтобы никто в семье не был голодным, раздетым. Как достигается благосостояние всей семьи? (В семье все взрослые должны работать, зарабатывать деньги.) Папа и мама должны работать. Что человеку обеспечивает достаток? ( Достаток –это отсутствие нужды, материальное благосостояние). От чего зависит достаток? (От здоровья, настроения, потребностей и возможностей. Человеку нужна красивая одежда, еда , книги и т.д.)

Первый воспитатель: «Мы так много сейчас узнали друг от друга. Это был полезный опыт нашего совместного общения. Спасибо! Я хочу сделать маленький, но важный акцент на том, о чем Вы все, конечно же, знаете.

Существует три способа открыть ребенку свою любовь.

— Слово — называйте ребенка ласковыми именами, пойте колыбельные, и пусть в Вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность:

— Прикосновение — иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Физический контакт с матерью и отцом стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Психологи советуют более 30 прикосновений в день. Переласкать ребенка не возможно.

— Взгляд — нельзя разговаривать с ребенком стоя к нему спиной или в полуоборота. Не кричите из соседней комнаты, подойдите, присядьте, посмотрите в его глаза и скажите то, что хотите».

Старший воспитатель: А сейчас мы поиграем в «Волшебный сундучок»

Из сундучка по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

•Свидетельство о рождении. Что это за документ. О каком праве он напоминает (о праве на имя)

•Сердечко – право на заботу и на любовь

•Домик – право на имущество

•Букварь – право на образование

•и т. д

Педагог-психолог: приглашает всех подвигаться. «Разбейтесь на две команды и встаньте вдоль помеченных на полу линий (команды выстраиваются друг напротив друга). Представьте, что Вы Скала, а за линией пропасть. Ваша задача — перебраться с одного края Скалы на другой, сохранив равновесие и не упав в пропасть. Но задания у команд будет разным: одни передают человека, бережно удерживая, а вторые — создавая различные препятствия». Участники выполняют задание. Затем все возвращаются в круг.

Педагог-психолог: «Давайте поделимся Вашими ощущениями и переживаниями» (Круг чувств — участники делятся возникшими переживаниями).

Педагог-психолог дает интерпретацию того, во что играли взрослые: «Скала — это Вы взрослые; пропасть — это жизнь, раскрывающаяся перед детьми со всеми трудностями и опасностями; человек, перебирающийся на другой край скалы — ребенок, который нуждается в Вашей помощи и поддержке».

Старший воспитатель: «Приглашаю Вас пройти к коллажу, который приготовили Ваши дети. Вначале они беседовали о дружбе, а затем оставили свои отпечатки ладошек». Родители рассматривают коллаж.

«Вокруг детских ладошек осталось так много пустого пространства. Давайте заполним его своими ладонями. (Родителям предлагается нарисовать свою ладонь на желтой бумаге и приклеить на коллаж так, чтобы получилось солнце). Как же красиво получилось! Пусть это будет нашим оберегом. Счастье детей в наших руках!».

Педагог-психолог: приглашает вернуться в круг. «Наша встреча подходит к концу. Для нас важна от Вас обратная связь. Поделитесь, пожалуйста, своими переживаниями, ощущениями. Что полезного Вы узнали для себя сегодня, помогают ли такие встречи лучшему познанию своего ребенка, общению с ним и с окружающими?».

Родители рефлексируют, передавая клубок ниток из рук в руки. Участники встречи сообщают о том, что они вынесли для себя из происходящего.

Проработка переживаний, наблюдений за собственным состоянием и реакциями других членов группы, приобретение нового опыта обеспечивает глубокое воздействие, высокий уровень эмоциональной вовлеченности и эмпатии, способствует улучшению самовыражения своей позиции, вызывает существенные изменения в оценках и ориентирах на воспитание детей без насилия над их личностью.

Старший воспитатель: Перед проведением нашей встречи каждая семья выполняла творческую работу «Дерево рода». Мы проси всех подойти и посмотреть на ваши работы. Глядя на творчество наших семей, можно сказать о том, что все вы талантливы. Все работы разные, как и семьи, но мы все вместе! Спасибо! На этом наша встреча закончена.

Приложение 1

Анкета

1. Знаете ли Вы, в каком году были приняты «Декларация по защите прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», что они провозглашают?_____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие организации нашего города, региона стоят на защите прав ребенка?____________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обращались ли Вы за помощью в социальные либо другие службы по оказанию вашей семье реальной помощи, была ли оказана эта помощь?_______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Знаете ли Вы случаи жестокого обращения с детьми живущими рядом? Какие действия Вы предпринимали?____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Наказывали ли Вас ваши родители? Как к этому относитесь сейчас?_________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Наказываете ли Вы своего ребенка? Чаще за что? Какие формы наказания применяете?_

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!






map