Методическая разработка на тему Оптическая дисграфия и дислексия



Методическая разработка на тему:

« Оптическая дисграфия и дислексия»

Учитель-логопед : ГДБОУ №96 Красногвардейского района

Гладинова Елена Владимировна

Оптическая дисграфия проявляется в заменах графически сходных букв:

— состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.

— включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами

— в зеркальном написании букв

— в пропусках элементов, особенно при соединении букв, имеющих какой-нибудь одинаковый элемент

— в написании лишних элементов

— в написании неправильно расположенных элементов

Оптическая дислексия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д; З-В), так и состоящие из одинаковых элементов , но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Ь-Р; Н-П-И).

Данные оптические нарушения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений. А также зрительного анализа и синтеза.

Кроме того, у детей с оптическими дисграфиями и дислексиями часто выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела – поздняя латерализация ( функциональная ассиметрия в деятельности парных сенсо-моторных органов) или ее варианты (левшество, смешанная доминанта).

Нередко обнаруживаются и различные нарушения зрительного гнозиса (узнавания). Предметный гнозис, т.е. узнавание предметов и их изображений, в обычных условиях. Усложняющих восприятие и узнавание ( по типу фигур Попельрейтера), дети выполняют с трудом из-за не узнавания изображений и неумения выделить отдельные изображения из фона и т.д. В одних случаях они не узнают оба изображения, в др случаях узнают лишь одно изображение. Второе же либо вовсе не узнают, либо воспринимают неправильно.

Поэтому, в своей работе с детьми с Общим недоразвитием речи я включаю различные игры, задания на узнавание изображений в усложнении, ввожу оптические трудности, оптический анализ, выделение из фона и т.д.

У данной категории детей наблюдается также недочеты в оптическом восприятии и вне речи. Дети плохо различают знакомые лица и сходные предметы, допускают ошибки при срисовывании. Коструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов. Неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцом.)

Следовательно. Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении оптической дисграфии и дислексии является развитие зрительного восприятия. Узнавания цвета. Формы и величины (зрительного гнозиса). Включаю в игру с детьми задания такие как:

— назвать реально изображенные предметы на картинках

— назвать контурные изображения предметов (обвести)

— назвать и дорисовать недорисованные изображения предметов

— назвать перечеркнутые контурные изображения предметов

— выделить предметные изображения, наложенные друг на друга

— определить, что неправильно нарисовал художник

— узнавание различных предметов в условиях шума

— поиск «спрятанных» художником на сюжетной картине изображений, объединенных одной лексической темой

— узнай геометрическую фигуру ,на что похожа?

— подбери цвет к предметам

Распредели животных по их настоящей величине. Начиная с самого маленького

— что забыл нарисовать художник?

— какие предметы хотел нарисовать художник?

-узнай предметы по их теневому силуэту (какой лишний)

— на что похожи кляксы?

— узнай и назови предметы по его частям

Аналогичные задания проводятся и на буквенном материале. В ходе логопедической работы одновременно уточняются представления детей о величине. Форме. Цвете предметов .

Выполняя определенные игровые задания ребенку нужно проявить большую наблюдательность. Без умения сравнивать объекты, находить в них различия. Анализировать детали изображения, бес достаточного уровня развития зрительного восприятия и гнозиса достичь успеха будет очень трудно. НО сколько радости доставляют ребенку такие открытия! В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности осуществляется профилактика оптических нарушений чтения и письма. Актуализируется словарь. Формируется обобщающие понятия и т.д.

Я считаю, что формирование функционального базиса навыков чтения и письма , является одной изз важнейших задач, состоящих пред педагогом и родителями.

Достаточный уровень сформированности зрительного , предметного и цветогвого гнозиса, концентрации и устойчивости произвольного зрительного внимания во многом будут способствовать успешному овладению ребенком чтением и письмом.






map