Методическая разработка на тему Роль дидактической игры в развитии познавательной деяте



Роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности учащихся, привития интереса на уроках.

Коррекционная роль игры.

Детская игра — исторически возникшая ведущая деятельность определяет развитие ребенка до школы. Игра заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум и развивают его как личность. В игре ребенок моделирует те социальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастеп, осваивает произвольные формы поведения. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, игра организует его чувства, его нравственные качества.

Для ребенка пришедшего в школу, ведущей становится учебная деятельность. Она играет ведущую роль в его умственном развитии и в формировании его личности. Ребенок включается в систему учебной деятельности и овладевает отдельными способами учебных действий, у него при этом развиваются познавательные интересы и формируется социальная активность. Чем в более младшем возрасте включают ребенка в учебную деятельность, тем сложнее ему организовать себя в условиях заданных правил двигательной и умственной активности. Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях, которые делают их жизнь радостной, творческой, развивают фантазию, побуждают к активным, позитивным действиям.

Для того, чтобы переход ребенка от данной ведущей деятельности к другой был более легким и не травматичным, необходимо наряду с учебной деятельностью включать в процесс обучения игру, ситуации с игровой мотивацией. Практически каждый ребенок, приходящий в школу имеет те или иные отклонения. Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость развития познавательных процессов и т.д. Поэтому процедура коррекционной работы должна включать упражнения, игры, приемы по развитию внимания, памяти, мышления, воображения. Таким образом, коррекция — это процесс управления динамикой развития субъекта социально-познавательной деятельности. Такая коррекционная работа ярко проявляется в играх детей. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь, в условиях игры дети сосредотачиваются больше и запоминают больше. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Способность замещать предметы и брать на себя всевозможные роли ложится в основу развития воображения. В большей степени это реализуется в играх — «театрализациях». Их можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В играх дети вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты соревнования и взаимной поддержки. В игре в отношениях по поводу игры отрабатываются притязания ребенка. Мотив «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня.

Стремление «быть лучше», «чем другие» создает мотивы успеха, является одним из условий способности осознавать свои достоинства и недостатки.

Притязания на признание в игре развивают личностные качества: учат сдержанности, рефлексии, воле к победе. Отношения по поводу игры и отношения игры выступают в действительности как школа социальных отношений. В игре, взяв на себя какую-нибудь роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие.

В игре ребенок в отношения в зависимости от других детей. Игру недаром определяют как школу реальных отношений: симпатия, сочувствие, уважение и т.д.

Большую роль в реализации задач социо-коррекционной работы играют интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», викторины. В них реализуются и учебные и воспитательные цели и задачи. Проведение таких игр развивает логическое, ассоциативное, комбинаторное мышление, развивает грамотность, память. В процессе подготовки дети учатся работать с энциклопедиями, словарями и другой справочной литературой. Задания в таких играх могут носить шутливый, юмористический оттенок, а могут носить характер проверки знаний по конкретному предмету или теме. При этом развивается коммуникабельность, умение слушать других и высказываться по поводу данной темы разговора. Главное — формирование уважения: уважение чужих чувств, мыслей, опыта. Работая в группах дети реализуют принцип : «Умеешь сам — научи другого».

Задачей педагога является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности.

Роль дидактической игры на уроках.

Игра — одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка : усвоение мотивов общественно-значимой деятельности, развитие умственных действий с символами и значениями, становление элементов произвольного поведения, формирование воображения.

Учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

Для младших школьников учение — новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

На современном уроке часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером таких игр являются различные сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, составление примеров может быть представлено в игровой форме: «Пришел сказочный герой Чиполлино. Он принес числа… Чипполино просит вас составить примеры». А так же дидактические игры, как «Магазин», «Составляем букет», в которых примеры, написанные на обратной стороне различных предметных картинок, объединяются в задаваемую сюжетную игру.

Оважности и пользе игры со словами.

«Тебе бы только играть!» — часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что Игра для ребенка — это Жизнь. Через Игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы и должны использовать, если хотим целенаправленно его чему-нибудь научить.

В чем же особенности игр со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимательным к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь

к грамотному письму и фонетическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной и письменной речи.

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку учить правила, выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен. В игре мы не подавляем детскую любознательность, а, напротив, даем ей простор для активной деятельноcти.

В какие лингвистические игры можно играть с ребенком? Вот некоторые из них,

Игры:

I. «Начни с той же буквы »

Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например, «М», очень хорошо расширяет словарный запас ребенка.

II.«Какой? Какая? Какие?»

Эта игра развивает образное мышление, формирует богатство речи ребенка.

Вы называете существительное женского, среднего или мужского рода, и по очереди с ребенком подбираете к слову эпитеты. Если играют двое и более детей, они соревнуются между собой, а вы выступаете в роли судьи. Например: «трава». Зеленая — мягкая — шелковая — высокая -изумрудная — болотная — густая — скользкая. Побеждает тот, кто назвал последний эпитет.

III. Из пяти слов найдите одно «лишнее”.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. Гнездо, нора муравейник, курятник, берлога.

‘*

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Объясните ребенку сложные для него варианты. Предложите ребенку самостоятельно придумать аналогичные задачи.

IV. Постройте смысловой ряд и догадайтесь, каким будет четвертое слово. Например: карандаш — бумага, мел — … (доска), то есть, если карандаш пишет по бумаге, то мел пишет по доске.

Стройте смысловые ряды:

1.Гвоздь – молоток, шуруп — …

2.Дом – крыша, книга — …

3.Птица – яйцо, растение — …

4.Квадрат – куб, круг — …

5.Хорошо – лучше, медленно — …

6.Огонь – пожар, вода — …

7.Зерно – амбар, деньги — …

8.Электричество — выключатель, вода — …

9.Одежда — голый, обувь — …

10.Школа — обучение, больница — …

1!. Человек — ребенок, собака — …

12.Резина — шина, сталь — …

13.Птица — гнездо, человек — …

14.Пальто — пуговица, ботинок — …

15.Утро — ночь, зима — …

Учитель начальных классов

Балыкова О. А.






map