Методическая разработка Организация двигательной активности и зимних прогулок дошкольн



Методическая разработка

«Организация двигательной активности и зимних прогулок дошкольников»

Автор:

Петерс Татьяна Евгеньевна

Воспитатель

Топки – 2012

Содержание

Введение3

Организация двигательной активности и зимних прогулок с детьми4

Заключение8

Список литературы9

Приложения10

Введение

Прогулка для ребенка — это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности. Особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, наконец, настроение ребенка. Недостаточная двигательная активность детей отрицательно влияет на их организм. Подвижность ребенка меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается.

Основными задачами на прогулке в нашем дошкольном образовании являются:

знакомство детей с различными видами движений и создание вариативных условий для их систематического выполнения;

закрепление умений ориентироваться в пространстве, действовать совместно, участвовать в коллективных играх и игровых упражнениях;

создание благоприятных условий для развития творчества детей, в том числе в движениях, и положительного эмоционального состояния.

Важным показателем эффективности прогулки является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.

Организация двигательной активности и зимних прогулок с детьми

Наш педагогический коллектив постоянно работает над созданием наиболее благоприятных условий для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Каждый год в начале зимы мы обсуждаем вопросы организации зимних прогулок и оформления зимних участков для того, чтобы сделать прогулку привлекательной для детей, и они с удовольствием шли гулять. Так же составляем конспекты проведения прогулок и разработан двигательный режим в зимний период, позволяющий значительно повысить уровень двигательной активности детей в течения дня (приложение 1):

1. Утренняя гимнастика на свежем воздухе

2. Оздоровительный бег в конце прогулке

3. Подвижные игры на прогулке.

4. Спортивные игры и упражнения.

5. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

6. Праздники и развлечения на свежем воздухе.

Утренняя гимнастика проходит на свежем воздухе и состоит из следующих частей:

Разминка, которая включает общеразвивающие упражнения;

Бег на месте

Работа на полосе препятствий

Свободная деятельность детей.

Подвижные игры

В зимнее время мы лепим из снега различные сооружения и постройки. Постройки из снега служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей. Сооружаем горки, небольшие крепости для метания в цель и лазанья, снежные кубы для спрыгивания, ледяные дорожки. Стараемся не загромождать участки, большую часть площади оставляем свободной для игр и спортивных развлечений.

Чтобы вызвать у детей интерес к прогулке, перед тем как собираться, сообщаем им, что будем, например, лепить снежного удава. Для этого надо приготовить чистый снег. Для сооружения крепости надо подвезти к определенному месту много снежных комьев. У детей возникает желание как можно скорее приступить к интересной деятельности. И сборы на прогулку заканчиваются раньше, чем обычно. При этом не задерживаются даже медлительные дети. По окончании работы обязательно обращаем внимание на результат общего труда. В дальнейшем по спине удава можно поупражнять детей в равновесии.

К Новому году мы лепим Снежную бабу, снеговика, а также персонажей по сказкам: медведя, зайца, лису. В январе украшаем горки и постройки цветными льдинками. Льдинки дети изготавливают из цветного льда: в формочки наливают подкрашенную воду, наблюдают, как она замерзает, а затем ставят формочки в тазы с горячей водой, чтобы льдинки отделились.Стремясь воспитать привычку к труду, уважение к работе старших, желание самостоятельно выполнять несложные обязанности, мы тем самым делаем интересным пребывание детей на прогулке, воспитываем желание принять в ней участие. Этот труд способствует также воспитанию у них настойчивости, выдержки, самостоятельности. Дети охотно трудятся, когда им дают определенное задание. Конечно, задание всегда даем по силам, чтобы, выполнив его, дети почувствовали, что делают полезное дело, испытали чувство радости, гордости от результатов своего труда.

К оформлению участков привлекаем и родителей: они подносят воду, снег, помогают расчищать участок после снегопадов. Детей радует, что родители принимают участие в сооружении построек.

Большое внимание уделяем организации игр на прогулке. Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. При подборе подвижных игр в зимний период мы уделяем внимания бессюжетным играм с элементами соревнований, с предметами; играм-забавам, спортивным играм.

На прогулке проводим игры с бегом: «Перемени предмет», «Парный бег», «Мышеловка», «Эстафета с бегом». Игры с прыжками: «Загони льдинку», «Не попадись», «Купи бычка», «Чья команда быстрее доберётся до крепости». Игры с лазанием: «Мышки в кладовой», «Ловля обезьян». В бег включаем скольжение по ледяным дорожкам, при ходьбе и беге по снежному валу увеличиваем число ловушек.

Любят дети подвижную игру «Мороз – красный нос».На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз — Красный нос. Он произносит:

Я Мороз — Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

Не менее интересно проходит игра «Затейники». Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем … вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных.

Подвижные игры, чтобы поддержать к ним интерес, стараемся постепенно усложнять.

Особенный интерес у детей вызывают игровые упражнения«Гонки санок», «Успей первым», «Быстрые упряжки».

Проведение таких игр позволяет не только сделать прогулку интересной в зимнее время, но и использовать ее эффективно для развития движений. К концу зимы дети заметно продвигаются в овладении техникой основных движений, достигают хороших результатов в метании, прыжках, лазании, скольжении.

Как только выпадает достаточно снега, прокладываем вокруг участка лыжню вдоль всего забора. Обучая ходьбе на лыжах, воспитываем у детей чувство товарищества, умение вести себя в коллективе, бережное отношение к инвентарю. Несколько раз за зиму детей вывозим за пределы участка — на лыжную базу. В марте на лыжной базе проводится зимняя Олимпиада среди детских садов (приложение 2).

Ходьба на лыжах способствуют повышению уровня физической подготовленности детей, развитию у них ловкости, смелости, быстроты, глазомера.

Ежегодно устраиваем спортивные праздники День здоровья, День Советской Армии. На них проводим игры с элементами соревнования, обязательно при этом включаем и игры по желанию детей. На эти праздники приглашаем родителей.

Весной проводим праздник «Масленица». К этому празднику на площадке лепим большого снеговика на санях. Украшаем участок флажками, шарами. Вокруг снеговика водим хороводы, читаем стихи, загадываем загадки, показываем инсценировки, кушаем блины.

Наши дети гуляют ежедневно по 2 раза в день: первый раз с 10 ч 30 мин до 12 ч 30 мин; второй раз — с 16 до 18 ч. В плохую или очень морозную погоду, когда прогулки отменяются, мы организовываем подвижные игры в помещении — в зале или групповой комнате.

Заключение

На прогулке дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Воспитатель должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры.

Список литературы

1.Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.//Дошкольное воспитание.- № 11.- 2007.- с.56-59

2. Рунова М. Зимняя прогулка //Дошкольное образование.- №12.- 2003.- с.35-

3.Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. //Дошкольное воспитание.- № 6.- 2000.- с.30-37.

4.Теплюк С. Работа с детьми на прогулке //Дошкольное воспитание.- №1.- 1990.- с.34-42.

Приложение 1

Примерный конспект проведения зимней прогулки и двигательный режим в старшей группе

Дети выходят на прогулку и выполняют разминку:

1.« Метелица» — и.п. руки перед грудью, 1 – круговые вращения руками вперёд, 2 – круговые вращения назад. Повторить 4 раза.

2. «Дровосеки» — и.п. руки вместе опущены вниз, 1 – руки поднять вверх, 2 – наклон вниз с резким движением рук. Повторить 8 раз.

3. Расслабление «Обними плечи». Повторить 4 раза

4. Бег на месте – 20 сек.

После разминки воспитатели обращают внимания на то, что идет снег и знакомят детей с сезонным явлением – снегопадом.

«Снег! Снег идет!» — сообщают они воспитателю. «Правильно!»- говорит воспитатель. Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на ладошке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только, что одна снежинка села на Танину шубку, а другая на шапку Саши». Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежки!»

«Смотрите, как звездочка!» — говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка – подуть на нее. Летит? Пусть летит дальше. Снежинка легкая, пушистая, красивая!» Затем педагог снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдет со снежинкой. Объясняет: «Села снежинка на руку и растаяла. Была и вот уже ее и нет. Вот какая звездочка малютка».

Подготовив восприятие детей к ярким характеристикам снежинки (звездочка, малютка, растаяла на ладони), взрослый читает стихотворение З. Рождественского «Звездочка – малютка», повторив дважды его концовку.

Села и растаяла на моей ладошке. Дети повторяют: «Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездочка». А какого она цвета? – спрашивает педагог.- А у кого шубка такого же белого цвета? Значит, у нас тоже есть снежинки – пушинки. Катюша, Коля, Марина – вот сколько снежинок! Подуйте-ка на них. Пусть наши белые снежинки – пушинки полетают!»

После этого взрослый говорит6 «Какой снегопад! Много снега навалило, все засыпало кругом. Старается зимушка – зима, укутывает снегом кусты, на елку шапку надела. Посмотрите, какого цвета зимушка – зима? Дети говорят: «Зима белого цвета», Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снег кружится», а затем переходят к самостоятельной деятельности.

Игра «Снег кружится» по стихотворению А. Барто

Цель: Научить детей соотносить собственные действия, с действиями участников игры.

Материал: Ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Затем предлагает всем участникам игры ободки – снежинки. Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? «В-в-в-в!»(«В-в-в-в!» — произносят дети). Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны». Дети разбегаются по площадке.

Игры по желанию детей повторяются 3-4 раза. Спустя некоторое время педагог предлагает желающим расчистить площадку перед верандой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки или движки и вместе со взрослыми убирают снег: они сдвигают снег к снежному валу, другие бросают его наверх (педагог показывает действия). Затем по желанию можно подвести площадку. Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с педагогом украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки, раскладывая между ними разноцветные ленты, вкладывая по склону узоры из разноцветных льдинок. Воспитатель хвалит и благодарит за усердие. Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Педагог может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу подающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали?». Прогулка продолжается.

Зимняя Олимпиада среди дошкольников. Приложение 2




map