Методическая разработка открытого занятия Гжель



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Комитет образования Гатчинского муниципального района

Методическая разработка открытого занятия к программе « Юный художник»

Тема: «Декоративно-прикладное искусство. Гжель»

Пояснительная записка

Цель:

Ознакомление обучающихся с историей искусства Гжели, мастерами Гжели, обучение Гжельской росписи.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить обучающихся с характерными особенностями росписи Гжели. Научить приемам Гжельской росписи.

Развивающие:

-Содействовать развитию познавательных способностей: внимание, память, сенсомоторика.

Воспитательные:

-Воспитать эстетический вкус, любовь к народному искусству.

План и ход проведения занятия (90 минут)

1.Организация начала занятия

Организационный момент. (3мин.)

— проверка присутствия на занятиях

— организация рабочего места (проверка на столах всего необходимого для работы)

Сообщение темы и плана занятия (2мин.)

2. Актуализация ранее усвоенных знаний (10 мин.)

-Сегодня на занятии мы с вами будем расписывать подготовленную тарелочку в традиционной росписи Гжели. Будем делать это поэтапно, как настоящие Гжельские художники. Давайте вспомним, какие цвета используют художники Гжели, чтобы расписать тот или иной предмет.

3. Инструктаж по технике безопасности (5 мин.)

4. Изложение материала педагогом (25 мин.)

Сейчас мы посмотрим небольшой сюжет, как художники Гжели расписывают свои работы. В это время педагог рассказывает о Гжели.

Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает Гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.

-Для того чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать (голубую, синюю, фиолетовую) капните по одной капельке воды. Это сделают те ребята, которые пользуются акварельной краской.

Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы — розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки. Из этих элементов вы составили для своих тарелочек узор. Прежде чем начать расписывать, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.

Объясняю правила рисования отдельных элементов (на листке, прикреплённом к доске – 3 мин.)

5. Практическая работа на усвоение и закрепление умений и навыков (35 мин.)

— А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои блюдца. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию и воображение. Чтобы правильно выполнить роспись, нужно концом кисти нанести жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями нанести всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.

Вспомним правила работы с кисточкой:

Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.

Не оставляй кисточку в баночке с водой.

Не забывай прополоскать кисточку.

Приступаем к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно. Дети работают самостоятельно. При необходимости педагог помогает учащимся, испытывающим затруднения.

Заключительная часть (10мин.)

Выбираю наиболее 2-3 лучшие работы. Демонстрирую их детям и объясняю, почему они лучшие. Хвалю детей выполнивших эти работы (метод стимулирования). Благодарю всех детей за активное участие






map