Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе Природа в творчест



Методическая разработка открытого занятия

в подготовительной группе

«Природа в творчестве художников»

(Финошкина Надежда Николаевна воспитатель МДОУ ДС № 41

посёлка Приморского Темрюкского района Краснодарского края)

Введение.

Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остаётся предметов художественного освоения её. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Творчество И.И. Шишкина как нельзя лучше подходит для первичного ознакомления детей с природой в форме изобразительного искусства.

Задачи:

Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий их через произведения изобразительного искусства.

Познакомить с творчеством русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.

Воспитывать у детей умение восхищаться красотой природных форм, замечать в картинах всё значимое и выразительное, любоваться изображенной художником родной природой.

Закрепить полученные знания при помощи мнемотаблиц.

Обогащать словарный запас детей словами (этюдник, подлинник).

Материал:

Репродукция картины И.И. Шишкина: «Утро в сосновом лесу».

Этюдник с набором кисточек и красок, бумаги.

Обертка от конфет «Мишка».

Аудиозапись «Шум леса».

Мнемотаблицы.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов И.И. Левитана «Хмурый день», «Золотая осень», «Весной в лесу», И.И. Шишкина «Родник в лесу», «Лес вечером», «Корабельная роща», «Зима».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие, в которое нас приглашает художник, больше всего любивший изображать на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые: Иван Иванович.

Воспитатель: А чем отличается обыкновенный путешественник, от художника-путешественника?

(Ответы детей).

Воспитатель: Оказывается, художник, чтобы запомнить и рассказать другим увиденное, вовсе не ведет запись в книжке, а быстро все зарисовывает. С собой художник берет «этюдник» (ящик). В нем лежит все самое необходимое (раскрыть этюдник и рассмотреть).

Воспитатель: Что у художника в этюднике?

(Дети показывают и называют: кисточки разных размеров, краски в тюбиках, гуашь, листы бумаги).

Воспитатель: И так, этюдник собран, можно отправляться в путь с художником.

(Обратить внимание детей на картину «Утро в сосновом лесу»).

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину, полюбуйтесь медведями. Глубоко подышите возле картины.

– Какой запах вы чувствуете в этом лесу?

(Ответы детей).

Запах хвои и влажного мха, или шоколадной конфеты, которую заворачивают фантиком с медведями? Но на обертке лишь фрагмент, крохотный отпечаток с этой картины.

А здесь подлинник «Живая» – настоящая картина – «Утро в сосновом лесу» – написанная Иваном Ивановичем Шишкиным более 100 лет назад.

Рассмотрите ее внимательно, как будто сами очутились в этом лесу.

Проводится пластическая игра «Войти в картину».

(Воспитатель собирает детей в три группы: дети будут входить в картину слева, с центра и справа).

Детям необязательно перешагивать через рамку картины или заграждения. Просто, стоя на месте, должны сказать, что с ними произойдет, если они окажутся внутри пейзажа.

Воспитатель: Входить в картину очень опасно, потому что этот уголок леса принадлежит медведям.

Iгруппа. Входит в пейзаж слева.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы в уголке леса. Слева растет корень сухого дерева. Кажется, что это громадный леший поднимается из-под земли. (Предложить детям присесть, сжимаясь в комочек на корточки, чтобы леший их не заметил).

IIгруппа. Заходит в картину из центра.

Воспитатель: Изображают действо особенно осторожно «на цыпочках», затаив дыхание, т.к. медведица, присматривающая за медвежатами, может услышать хруст, лежащего под ногами валежника (веток) и обернуться.

IIIгруппа. Заходит в картину справа.

Воспитатель: Высоко поднимая ноги, перешагивают через сухой, обломленный ствол и неожиданно падают в овраг (на пол) или медвежью берлогу. Падающие, успевают протянуть руки и ухватиться за сухие ветви и сучья.

(Разыграв действо, каждая группа, внимательно вглядываясь в картину должна ответить на вопрос, заданный воспитателем с помощью мнемотаблицы.)

Прячась от лешего, вы схватились за ствол засохшего дерева.Пожалуйста, посмотрите и скажите какой, стала ваша рука – осталась сухой или покрылась влагой?

(Ответы детей с помощью мнемотаблицы 1: ствол левого дерева мокрый, на нем заметна утренняя роса и руки от росы остались влажными).

Услышала ли медведица ваши шаги «на цыпочках»?

(Ответы детей с помощью мнемотаблицы 2: медведица не услышала шагов, иначе бы она обернулась).

Смогли ли вы удержаться на сухой ветке или все таки свалились вниз – в овраг (или медвежью берлогу)?

(Ответы детей с помощью мнемотаблицы 3: сучья навряд ли выдержали бы тяжесть падающего тела, ведь художник изобразил их абсолютно высохшими и трухлявыми).

Воспитатель: А как удалось Шишкину показать, что в лесу наступает именно утро?

(Ответы детей: сквозь деревья проступают первые лучи солнца, и художник для изображения выбрал светлые тона красок).

Воспитатель: Давайте снова перенесемся в картину и тихо-тихо «постоим» в лесу. (Включить аудиозапись «шум леса»).

Эту картину писали 2 художника. Иван Иванович Шишкин обратился за помощью к своему другу – художнику Константину Савицкому.

Воспитатель: А какая же помощь понадобилась великому художнику. (Ответы детей).

Воспитатель: Оказывается Шишкин относился к себе очень критически и понимал, что обитателей леса он не сможет нарисовать также достоверно, как лес. Поэтому попросил изобразить их своего друга Константина Савицкого. К сожалению, подпись этого художника на картине впоследствии стерли. Но сделал это не И.И. Шишкин, а владелец картины Павел Михайлович Третьяков.

Воспитатель: Хранится эта картина «Утро в сосновом лесу» в Третьяковской галерее в городе Москве. Создал эту картинную галерею Павел Михайлович Третьяков. В ней собраны произведения русских художников.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами узнали, что картины помогают людям видеть прекрасное в природе, являются неисчерпаемым источником красоты.

Вот кисть берёт, палитру выбирает,

Взглянув на радугу

Он вдохновение зовёт…

Все замерли, вдохнули воздух,

Художник не спешит…

Он вскоре нарисует звёзды,

И целый мир, и жизнь, что в нём кипит!

Заключение:

Такое эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, помогает воспитывать у детей знакомство с творчеством художников, писавших пейзажи, рассматривание их картин и постоянная работа воспитателей ДОУ в этом направлении.






map