Методическая разработка перспективного планирования по теме Развитие творческой личност



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ«.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С самых ранних лет ребенок стремится проявлять творчество. Поэтому, так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх- драматизациях.

Игры-драматизации – это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его, или придумывает новый.

Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения.

Малыши в игре превращаются и в актера и в режиссера и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает не легко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и в дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Формируя интерес к играм-драматизациям, рекомендуется читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, «Курочка ряба», «Репка», «Маша обедает» С. Капутикян и другие. Рассматривать иллюстрации к этим произведениям, беседовать с детьми о поступках героев, акцентируя их внимание на положительных моментах.

Работая над совершенствованием двигательных навыков, используем такие приемы, как показ движений, упражнение с одним ребенком и целой группой. Например, игра «Паровоз». Можно разделить детей на группы – лягушата, медвежата, зайчата, предложила им попутешествовать. Дав гудок, паровоз отправляется в лес. Давая словесное описание той картины, которую должен представить себе каждый ребенок, добиваемся более полной реализации роли.

— Ребята, мы сейчас едем по густому лесу. Какие здесь высокие деревья! Смотрите, мы приближаемся к поляне. Какая большая поляна, на ней растет сладкая малина! Ну-ка, сердитые неуклюжие медвежата, выходите из вагона.

Медленно выходят медвежата из вагона, они сердиты, потому что не знают, какая вкусная их ждет малина. Дошли медвежата до кустов, где растут ягоды, и стали их пробовать.

— Смотрите, ребята, медвежата повеселели. Наверное им очень понравилась малина. Посмотрите на медвежонка Дашу, она гладит себя по животику. Ах, какая вкусная малина!

Поощряем тех детей, которые наиболее интересно выступали в своей роли. Затем подводим итог:

— Все медвежата у нас разные, один веселый, другой сердитый. Но все они неуклюжие.

Паровоз дает гудок и едет дальше. Во время путешествия дети увидят и хитрых лягушек-квакушек на болоте, и зайчиков на капустном поле. Я являлась активным участником таких игр, показывала, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения.

В развитии творческих способностей можно опираться на кукольный театр. Он и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает творческий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Со второй младшей группы начинаем обучать детей простейшим приемам кукловождения настольных кукол. Для этого используем игрушки – резиновые, мягкие, конусные. Даем малышам поиграть с куклой, подержать ее в руке, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить», определить, какой у нее характер, голос, походка.

Управление настольными куклами не представляет для детей особой сложности. Ребенок берет куклу сзади так, чтобы его пальцы были спрятаны под руками куклы. Если по ходу спектакля кукла медленно идет, то ребенок ведет ее по столу неторопливо; если кукла бежит, то ребенок быстро передвигает куклу. Кукла может стоять, сидеть, лежать, наклоняться, танцевать. Если встретились две куклы, то одна слушает не двигаясь, а вторая в это время говорит, медленно покачиваясь из стороны в сторону в такт речи. Это необходимо, чтобы зрители поняли, кто из кукол в данный момент говорит. Важно, что бы речь ребенка совпадала с движением куклы.

Можно предложить детям придумать не большие истории, происходящие с куклами, чтобы ребенок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеянное.

Как бы примитивны не были истории, сочиненные малышами, радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Стараемся создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываем у детей уважительное отношение друг к другу. Ребенок только тогда наиболее ярко проявляет творчество, когда чувствует доверительное отношение к себе детей и взрослых. Разыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

Следующий этап – работа над этюдами, которую следует проводить постоянно в каждой возрастной группе, особенно в период постановки спектакля. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства.

Используем этюды на тренировку отдельных групп мышц, выражение основных эмоций, имитацию выразительных движений и т.д. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле.

Только разбудив фантазию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к созданию спектакля. Участие в спектакле всегда праздник для ребенка.

Выдающийся советский психолог Л.Выгодский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Игра и драматизация в жизни ребенка тесно связаны между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Драматизация дает возможность ребенку проявить себя в различных видах творчества. Дети по своей инициативе придумывают сказки, импровизируют диалоги или инсценируют хорошо знакомые литературные произведения, самостоятельно распределяют роли, намечают действия персонажей, создают творческие рисунки по сюжетам знакомых сказок. Наиболее близки малышам пьесы, которые они сочиняют сами. Такие пьесы, конечно, не столь совершенны, как сценарии, написанные взрослыми, но их ценность заключается в том, что дети самостоятельно проявляют творчество.

В средней группе продолжаем работу с настольными куклами. Предлагаем детям вспомнить приемы кукловождения, придумать не большие сценки, используя настольных кукол. Продолжая работу по развитию творчества, можно предложить малышам самостоятельно придумать диалоги действующих лиц, опираясь на сюжет хорошо знакомой сказки. Учим детей сочетать в роли движение и слово, развиваем чувство партнерства. При этом используем те же методы и приемы, что и в младшей группе, постепенно усложняя их.

Можно, также, в работе с детьми использовать театр на фланелеграфе. С его помощью занимаемся драматизацией различных сказок.

В конце сентября знакомим детей с театральной ширмой, с новом для них видом кукол на гапите (гапит — это палка на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребенка выдержки, терпения определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы не облокачиваясь на нее.

Обучение детей средней группы приемам кукловождения лучше начать с театра ложек. Так как это самый простой и доступный вид верховых кукол, который предвосхищает знакомство с верховыми куклами, являясь как бы его упрощенным вариантом.

Кукла, изготовленная из деревянной ложки легка, удобна в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой одетой на ложку и крепко завязанной тесьмой у шейки ложки. Выпуклая сторона ложки, на которой нарисовано лицо персонажа, повернута к зрителям. Ребенок приводит куклу-ложку в движение легким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла может легко двигаться по ширме, разговаривать с другой куклой, весело плясать, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.

Знакомя детей с верховыми куклами на гапите, объясняем им основные приемы кукловождения, показываем театральную ширму.

Приемы кукловождения верховых кукол:

1. Ребенок должен находиться с куклой за ширмой, не облокачиваясь на нее.

2. Держать куклу за гапит вертикально, выводить постепенно. Вначале появляется голова куклы, затем плечи, и только потом вся кукла видна зрителю.

3. Кукла возвышается над ширмой на две трети своего роста. Ребенок должен постоянно ощущать, что кукла идет по полу, не проваливаясь и не возвышаясь над ширмой выше обычного.

4. Нужно передавать походку куклы. Если двигается по ширме дед, или баба, движение медленное, размеренное. Если кукла-ребенок, то движение быстрое подпрыгивающее. Если ребенок ведет по ширме зверюшку, то движение должно передавать образ данного персонажа (зайка легко прыгает по ширме, медведь идет в перевалку, покачиваясь из стороны в сторону, мышка бежит быстро, суетливо).

5. Уходить кукла должна постепенно, также как входить.

6. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит», другая, в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой.

Навыки вождения верховых кукол на гапите дети осваиваивают постепенно. В этом им помогают этюды с куклами на театральной ширме.

Ребята с удовольствием разыгрывают сюжеты знакомых сказок используя элементы костюмов и декораций. Инсценирование сказок позволяет детям глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить свои индивидуальные способности.

Работая над спектаклем, важно четко представляла себе весь спектакль целиком, а также действия каждого персонажа в отдельности. Работу начинаем с чтения и обсуждения текста. Даем детям возможность проявить инициативу, направляя обсуждение так, что бы каждый ребенок мог разобраться в характере персонажей. Далее мы разучивали спектакль небольшими фрагментами. Стараемся не давать детям готового образца для подражания. Предлагаем самостоятельно выбрать для своего персонажа выразительные средства (движение, мимика, жест). Текст роли ребята импровизируют, основываясь на материале сказки. Когда дети попробуют себя во всех ролях, можно предложить им самим решить, кто какую роль будет исполнять. Если на роль претендует несколько человек, то на помощь приходит считалочка или выбираем того ребенка, у которого эта роль получается лучше всего.

Работа по развитию творческой личности через игры-драматизации дает хорошие результаты. Помогает ребятам раскрыться, преодол6еть робость, нерешительность, поверить в свои силы. Дети постепенно овладевают навыками монологической и диалогической речи, у них появляется познавательный и творческий интерес к играм-драматизациям, а в самостоятельной деятельности начинает проявляться творческое воображение. Ребята осознают, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ.

Средняя группа

Совместная

деятельность

Цели

Игровые

задания

Цели

Изобрази-

тельная деятель-ность

Цели

Игры на развитие внимания:

«Будь внимателен»

«Канон для малышей»

Игры на развитие памяти:

«Запомни свое место»

«Запомни свою позу»

Игры-инсценеровки:

«Курочка рябушка»

«Кисонька мурысонька»

Игры с пальчиковым театром:

“Кисонька мурысонька»

«Курочка Рябушка»

«Заенька»

«Идет коза рогатая»

Конусный театр:

Драматизация сказки «Колобок»

Игра: «Паровоз»

Настольный театр:

Драматизация сказки

«Теремок»

Основы вождения верховых кукол на гапите:

«Маша гуляет»

«Две мышки»

«Дед и репка»

Игры имитации:

«Заяц»

«Волк»

Медведь»

«Лиса»

«Послушай и угадай»

Театр ложек:

«Колобок»

Кукольный театр верховых кукол на гапите.

Драматизация сказки:

«Теремок»

Этюды на выражение основных эмоций:

— «Чуть-чуть грустно»

— «Курица с цыплятами»

— «Гусь»

— « Как утка лису вылечила»

— «Ваське стыдно»

Фланелеграф.

Драматизация сказки:

«Курочка Ряба»

Этюды на выразительность жеста:

— «Шла лиса»

— «Комары»

— «Зайчик»

— «Ежик»

— «Серый зайчик»

Фланелеграф.

Драматизация сказки:

«Волк и семеро козлят»

Настольный театр.

Драматизация сказки:

«Волк и семеро козлят»

Этюды на имитацию выразительных движений:

«Кузнечик»

«Раздумье»

«Я не знаю»

«Круглые глаза»

«Золотые капельки»

«Грязь»

«Вкусные конфеты»

«Северный полюс»

Составление творческого рассказа.

Тема: «Игрушки»

Составление творческого рассказа.

«Сочиняем сказку» (по картинкам)

Цель: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Цель: Развивать волевое внимание.

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Цель: Учить детей изображать характерные движения животных.

Цель: Развитие мелкой моторики. Развивать выразительность интонации, мимики, движений.

Цель: 1. Развивать у детей интерес к играм драматизациям, поощрять участие в этом виде деятельности. 2. Учить детей инсценировать хорошо знакомую им сказку «Колобок» используя настольный кукольный театр.

3. Продолжать обучение детей приемам управления настольными куклами.

4.Поощрять озвучивание куклы.

Цель: Развивать воображение, выразительность речи. Совершенствовать двигательные навыки.

Цель: 1. Развивать у детей интерес к играм драматизациям, поощрять участие в этом виде деятельности. 2. Учить детей инсценировать хорошо знакомую им сказку «Теремок». 3. Продолжать обучение детей приемам управления настольными куклами. 4. Поощрять озвучивание куклы.

Цель. Познакомить детей с театральной ширмой и с приемами вождения верховых кукол.

Цель. 1. Учить детей координировать речь и движение. 2. Учить входить в образ заданного животного, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест)

Цель. Учить детей координировать речь и движение.

Цель. Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этом виде деятельности. Обучать приемам кукловождения.

Цель. 1. Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этом виде деятельности. 2. Продолжать формировать умение концентрировать внимание на игрушке. 3. Продолжать обучать приемам управления верховыми куклами. 4. Поощрять озвучивание куклы.

Цель. Дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении). Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей. Обучить передавать эмоции другим людям разными средствами.

Цель. Учить детей инсценировать на фланелеграфе хорошо знакомую сказку «Курочка Ряба»

Цель. Учить детей выразительным движениям и жестам.

Цель. Учить детей инсценировать на фланелеграфе хорошо знакомую сказку «Волк и семеро козлят»

Цель. Развивать у детей интерес к играм драматизациям, поощрять участие в этом виде деятельности. Учить детей инсценировать хорошо знакомую им сказку «Волк и семеро козлят». Продолжать обучение детей приемам управления настольными куклами. Поощрять озвучивание куклы.

Цель. Обучать детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений.

Цель. Вызвать у детей интерес рассматриванию игрушек, к сюжетному действию с ними. Стимулировать творческое воображение и речевую активность.

Цель. Учить детей придумывать сюжет сказки и рассказывать ее. Развивать детское творчество.

Игра. Узнай по контуру.

По сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».

Игра.

Парочки.

По сказкам «Колобок», «Теремок». «Курочка Ряба»,

«Волк и семеро козлят».

Игра. Четвертый лишний.

По сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».

Игра. Что изменилось, чего не стало?

По сказкам

«Колобок»

«Теремок»

«Курочка Ряба»

«Волк и семеро козлят».

Игра. Найди среди карточек героев и предметы из сказок «Колобок», «Теремок»,

«Курочка Ряба»,

«Волк и семеро козлят».

Игра. Угадай, что за сказка.

По сказкам «Колобок», «Теремок»,

«Курочка Ряба»,

«Волк и семеро козлят».

Игра. Разрезные картинки.

По сказкам: «Колобок», «Теремок», «Курочка Раба»,

«Волк и семеро козлят».

Игра. Что сначала, что потом?

Игра. Кто сначала, кто потом?

По сказке «Теремок».

Задание по сказке «Теремок»

Предложить ребенку имитировать движения (походку) и звукоподража-ния

животных из сказки «Теремок».

— Попрыгать, как зайчик.

— Попрыгать, как лягушка и проквакать.

— Побегать, как лиса и т. д.

Задание по сказке «Курочка Ряба»

— Покажи, как сердился Дед, когда бил яйцо?

— Покажи, как сердилась баба, когда била яйцо?

— Как радовалась мышка, когда разбила яйцо?

Задание №1 по сказке «Волк и семеро козлят»

— Изобразите добрую козу.

— Изобразите злого волка.

Задание №2

Предложить детям исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то от лица волка.

Цель. Развитие зритель-ного внимания и мышления.

Цель. Развивать внимание, память.

Цель. Развивать внимание, память. Закреплять знания детей о прочитан-ных сказках.

Цель. Развивать память, внимание, пространственные

отношения.

Цель. Закреплять знания детей о прочитан-ных сказках.

Цель. Развивать

внимание. Закреплять знание детей о прочитан-ных сказках.

Цель. Развивать внимание, мышление, умение собирать из частей целое.

Цель. Развивать умение детей ориентиро-ваться во времени. Развивать речь детей.

Цель. Развивать умение детей ориентиро-ваться во времени. Развивать речь детей.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map