Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию



Методические разработки

Программа нравственно — патриотического воспитания дошкольников.

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция («Беседы и суждения»), Платона («Государство»), Аристотеля («Никомаховая этика»).

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Дошкольное детство — это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё — знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств — и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

В основу работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. О том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Внедряя в практику программу по нравственному воспитанию, личностно-ориентированную модель общения с детьми мы пришли к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: «Каждый воспитатель — психолог». С этой целью организовали «Психологический лекторий», на котором обсуждали особенности детского развития, проводили специальные тренинги, настраивающие педагога на партнерские отношения с воспитанниками.

Ориентируясь на программу по нравственному воспитанию, также меняется обстановка в детском саду, приблизив, насколько это возможно, условия в нем к домашним. Для этого в жизнь нашего общего с детьми дома ввели разнообразные обычаи:

утро радостных встреч (после выходных, болезни );

семейные завтраки (обеды, ужины);

встречаем гостей;

походы к друзьям;

весёлые каникулы;

изучаю родословную (составление генеалогического древа );

Разработан многовариантный режим дня, например «мы одни» (нет помощника воспитателя), «у нас праздник» (в дни утренников), «плохая погода» (сильный дождь или метель), «внимание, карантин!».

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

В группе «Почемучки» проводятся этические беседы — это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым» и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, СухомлинскогоВ.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница».

Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми.

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра.

В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия , игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого — средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего — школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения:

направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу» ).

направленные на развитие эмоциональной осведомлённости: («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» )

направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: «Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были вам не скажем, а что делали — покажем»).

направленные на овладение детьми вербальными средствами общения : («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями).

направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают»).

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Всю эту работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.

Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения.

Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».






map