Методическая разработка по окружающему миру в 4 классе



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Горбатов

Павловского района Нижегородской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

« Родной край — часть большой страны» 4 класс__________

название раздела, класс

Программа УМК «ШКОЛА РОССИИ» программа к курсу «Окружающий мир», А.А.Плешаков, 2011 год

Аттестационная работа

на ____первую______ категорию

учителя начальных классов_____

Ф.И.О. Веретенникова Ирина Павловна

Образование высшее

Педагогический стаж ___20 лет_

г. Павлово, 2013

Пояснительная записка

Курс «Мир вокруг нас», как и программа «Зеленый дом» в целом, имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного, уважительно и бережно относящегося к среде обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: об элементарных правилах личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

Личностные, предметные и метапредметные результаты.

Личностные результаты

основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

эстетические потребности, ценности и чувства.

этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

достижения успешного результата. В качестве примера можно привести задание в теме

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным

Предметные результаты:

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде.

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Основное содержание раздела программы.

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край — часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

Раздел №3 «Родной край — часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

— наблюдать объекты окружающего мира;

— самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

— работать с учебными и научно-познавательными текстами;

— составлять план учебной статьи;

— работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

— работать с различными картами;

— уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

— рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

— уметь работать в паре, группе, индивидуально;

— уметь оценить себя, товарища;

— формировать коммуникативные умения;

— развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

— уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Материально-техническое обеспечение.

Используемый УМК

Программа

Программа Плешаков А.А. «Окружающий мир». /Сборник программ «Школа России»/. — М.: Просвещение, 2007. – 207 с.

Учебник

Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

Дидактические средства для учащихся

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010.

Методическая литература

Тихомирова А.А. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». «Экзамен» Москва, 2012

Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс. – М.: Просвещение, 2004. – 310 с.

Место раздела в учебном плане:

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

Основные содержательные линии раздела

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Изучение формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Знакомство с растениями и животными леса, луга, водоёма: их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

Практические работы:

знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Цели и задачи раздела

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств.

На изучение третьего раздела образовательной программы «Окружающий мир» « Родной край-часть большой страны» в 4 классе отводится 14 часов.

Цель раздела:

формирование ценностных ориентиров личности ребенка на основе изучения учебного материала.

Познавательные задачи раздела:

Учить принимать и решать познавательные и учебные задачи.

Прививать навыки поисково-исследовательской деятельности.

Учить читать схемы и работать с ними.

Учить выбирать информацию из учебного текста.

Развивающие задачи:

Развивать кругозор, мышление, внимание, речь.

Развивать умения сравнивать, анализировать.

Развивать навыки реализации теоретических знаний на практике.

Развивать умение самостоятельно пользоваться учебником, словарями, справочниками, энциклопедиями.

Развивать умение составлять план, написать сообщение, реферат, составлять схемы-опоры, памятки, алгоритмы;

Развивать умение слушать, рассуждать, ставить вопросы, пересказывать, поддерживать беседу;

Развивать самоконтроль и взаимоконтроль, наблюдательность, умение выделять главное, сравнивать, систематизировать, исследовать.

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, интерес к предмету окружающего мира.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

«Родной край-часть большой страны

Обучающиеся должны знать:

— положение своего края на карте;

— особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

— правила поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

— определять на географических картах расположение родного края, находить и показывать изученные географические объекты;

— различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

— объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

— самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

— проводить самостоятельные наблюдения в природе;

— в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

— формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

— в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоение учащимися учебными материала

Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда наблюдается дисгармония в физическом развитии. Оно опережает нервно-психологическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. Для этого решающим компонентом является мотивация учебной деятельности. Учебная деятельность должна строится с учетом возрастных особенностей детей и обеспечить их необходимой суммой знаний для последующего развития.

Главными мотивами учебной деятельности являются:

— познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний);

— социальные (ответственность, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

— узколичные ( заслужить похвалу).

Речь младшего школьника недостаточно развита, т.к. беден еще словарный запас.

В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Вместе с тем на уроках осуществляется переход на словесно-логическое.

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивания учебного материала. Активно формируется произвольное внимание.

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Это достигается путем выполнения заданий вида «найди лишнее», «что общего», «сравни».

Восприятие также характеризуется непроизвольностью и отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. С возрастом первое место занимает слово, дающее простор фантазии.

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У слабых учеников систематические неудачи снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области.

Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Как же заинтересовать учеников на уроках окружающего мира?

В процессе работы над данным разделом можно использовать различные педагогические технологии:

Наименование технологии

Уровни использования

Развивающее обучение

Программно-методическое обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ

Исследовательская деятельность

Элементы уроков (практические работы, опыты, наблюдения явлений природы)

Проблемное обучение

Отдельные уроки окружающего мира, экскурсии.

Проектная деятельность

Элементы уроков, внеурочная деятельность

Здоровье-сберегающие технологии

На каждом уроке.

Личностно-ориентированное обучение.

На каждом уроке

Календарно-тематическое планирование раздела программы «Родной край — часть большой страны»

Тема урока

Вид деятельности на уроке

1

Наш край.

Презентация учителя. Работа в группах с картой. Составление рассказа по плану.

Проект «Наш край»

2

Поверхность нашего края. Экскурсия в природу в ГПД.

Презентации учителя и учеников. Тест «Мой край». Работа с картой. Работа в парах по новой теме: заполнение таблицы. Игра «Узнай меня»

3

Водоёмы нашего края.

Кроссворд. Инд. работа по карточкам. Графический диктант. Работа в парах по плакату «Схема реки». Презентация ученика. Составление памятки.

Составление альбома «Водоёмы нащего края»( проектная деят.)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map