Методическая разработка по ТБО для начальной школы



Методическая разработка по ТБО«

Вострякова Ирина Павловна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Цели:

Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде;

Формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

Проанализировать влияние отходов на окружающую среду;

Развивать критическое отношение у учащихся к результатам деятельности человека;

Формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;

Ознакомить учащихся с различными способами утилизации мусора и главной причиной неиспользования их — отсутствие на территориях городов сортировки мусора.

Направления: Эколого – просветительская деятельность с элементами исследовательской работы.

Мероприятие делилось на несколько этапов:

Конкурс плакатов по проблеме мусора в нашем городе;

Изготовление поделок из отходов бытового мусора;

Проведение деловой игры с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы.

Ход проведения мероприятия

Участвующие лица:

Учитель.

Защитники природы.

Экологи.

Оформление доски:

“УТИЛИЗАЦИЯ – это переработка отходов с целью получения вторичного сырья”.

Оборудование:

4 контейнера с цветными значками;

Раздаточный материал для сортировки мусора;

Плакат ученика;

«Путешествие зеленых на машине времени»

Учитель: Земля уже так близка к катастрофе. Надежды мало. Мы скоро погибнем. Срочно нужна утилизация мусора! В природе пластик стал реальной угрозой. Известны случаи гибели диких и домашних животных от того, что они проглотили полиэтиленовый пакет.

Ученик демонстрирует плакат, на котором нарисована свалка из пластика и объясняет:

Ученик: Эту свалку я вижу уже почти 9 лет, когда еду за город в выходные с родителями. Она не исчезает, а только растет. Почему все из пластика не растворяется? Почему взрослые не бьют тревогу? Всегда ли такое было?

Учитель: Прочитайте на доске новые для вас слова и их значения:

Утилизация – это переработка отходов с целью получения вторичного сырья. Утилизировать – это значит переработать, чтобы употребить с пользой

Среди нас находятся защитники природы. Они помогут ответить на эти вопросы.

(выходят ряды зеленых «Юные экологи»)

Если будем ныть и охать,

Руки сложим и заплачем,

То помочь своей природе не сумеем никогда.

Еще недавно в России полиэтиленовые пакеты были ценным предметом домашнего обихода. Их стирали, сушили на веревочках. Пластиковые и жестяные баночки и бутылки были редкостью. Их мыли, хранили и использовали многократно. Но прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам.

Значит, наша Земля не всегда была завалена мусором. Можно с помощью машины времени заглянуть в прошлое. А как раньше все было?

Часы висят. Юный эколог поворачивает стрелки назад:

Черная стрелка обходит циферблат

Быстро, как белка, колесики стучат

Можем мы стрелки назад повернуть

И в древне-киевскую Русь мы начинаем путь

Как во славном стольном волжском городе

Правил князь великий – красно Солнышко.

Пировал он славно-широко.

Убирал он мусор хорошо.

(показ отрывка м\ф о богатырях, где пир.)

Учитель: Ребята, из какой посуды угощал князь? ( из деревянной посуды)

— А как долго могла такая посуда служить человеку? ( Она долговечная. Даже и выйдет из строя, можно ее переделать.)

Учитель: Но человек совершенствовал предметы обихода. Ему хотелось более удобную, красивую, легкую.

Юный эколог: А давайте перенесемся в эпоху графов и князей. (поворачивает стрелку назад)

Черная стрелка обходит циферблат

Быстро, как белка, колесики стучат.

Можем мы стрелки еще раз повернуть:

В эпоху графов и князей

Мы можем заглянуть.

(просмотр презентации )

Учитель: В конце 19 века немецкий ученый Ганс фон Пехманн обнаружил на дне пробирки похожий на воск осадок. Это полиэтилен. Через 34 года его использовали люди при изготовлении пакетов, посуды, упаковки. Удобно!

Юный эколог: Да, зато экология сильно страдает от пластикового мусора, который долго разлагается и наносит непоправимый ущерб.

Учитель:   прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары, плюс разруха в наших головах, все это превратилось в настоящее мусорное бедствие для России. Первыми нашествие мусора ощутили города. Не избежали печальной участи знакомства с цивилизацией леса и реки, ведь россияне так любят «отдохнуть на природе»!  Обратите внимание – на одного учащегося школы приходится 19 кг мусора в год, в нашей школе обучаются 450 учеников, 7 тонн мусора в год – какая огромная мусорная гора.

Юный эколог: Ребята, а вы что можете предложить, чтобы решить эту проблему?

1 ученик: покупать товары с минимальным количеством упаковки.

2 ученик: можно отвозить мусор для дачи для удобрений.

3 ученик: сортировать мусор

4 ученик: Использовать отходы для изготовления поделок (демонстрация поделок, сделанных детьми).

Высказывания других учеников:

Принимать активное участие в субботниках и приглашать жителей своего дома яркими объявлениями.

Следить за тем, чтобы дворы, подъезды не загрязняли взрослые и дети.

Быть самим аккуратным и ответственным.

Рассказывать младшим ребятам, как нужно относиться к общественным местам.

Нарисовать плакаты, призывающие не загрязнять наш город и развесить их в подъездах.

Предложить взрослым людям поставить вдоль улиц разноцветные пластиковые ящики. По немецкой технологии 80% отходов будут возвращаться в качестве вторсырья, а оставшиеся 20% попадут на свалку.

Учитель: Пора подвигаться. Мне понравилось предложение – сортировать мусор. В некоторых европейских странах это уже делают. Вам нужно распределить мусор по корзинкам – контейнерам.

Серый – бумагу,

Желтый – банки, бутылки, пластик, металл.

Зеленый – пищевые отходы.(кожура банана)

Черный – опасные отходы.(черная бумага)

Вам понравилось так распределять мусор? Можно предложить в нашем городе эту идею.

Ученик: Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как Природа-мать терпима и добра.

Но чтобы ее лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежне осетра,

Голубку в небесах, в таежных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!




map