Методическая разработка по ведению кружка Мы и природа для учителей начальных классов



МБОУ «Гимназия №3»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Школа –центр компетенции в электронном образовании

Методическая разработка по ведению кружка

«Мы и природа»

для учителей начальных классов

Выполнила:

Сарафанникова Людмила Петровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №3»

2012 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………3 стр.

2. Реализация курса «Мы и природа» в рамках экологического воспитания школьников…………………………………………………………………8 стр.

3. Направления курса «Мы и природа»………………………….………9 стр.

4. Связь с курсом «Мир вокруг нас» автор А. А. Плешаков……………..10 стр.

5. Учебно-тематическое планирование ……………………………………11 стр.

6. Содержание учебного курса…. ……………………………………..….13 стр.

7. Приложение …………………………………………….………..……….16 стр.

8. Список литературы………………………………………..….……..……21 стр.

Пояснительная записка

Человек всегда воздействовал на окружающую среду, изменяя естественные условия своего обитания. Необходимость компенсировать такие изменения порождала новые формы человеческой деятельности, которые, как правило, приводили к увеличению нагрузки на природу, что имело своим результатом дальнейшее ухудшение природных условий. Всё это становится особенно заметным в наше время, когда средства, используемые человечеством, оказались сравнимы по мощности с природными процессами, а изменения в окружающем мире так переплетены с жизнью человека, что это происходят в одном ритме с нею.

В соответствие концепцией новых образовательных стандартов приоритетом начального общего образования, как отмечается в проекте Федерального компонента государственного стандарта, является формирование общеучебных умений и навыков, поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности. В настоящее время перед системой образования поставлена важнейшая задача: гуманистического и экологического образования подрастающего поколения, которую назвали важной сферой человеческой деятельности. Актуальность курса в том, что он направлен на воспитание целостной личности с активной жизненной позицией, на развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, понимания и бережного сохранения её. Практическая новизна курс «Мы и природа» в том, что он направлен на решение задач в образовании и воспитании школьников, культуры между человеком и природой, способствует утверждению установок толерантного сознания, бережного отношения к окружающему миру.

Окружающий мир – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются наблюдателями и экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

С 2, 3, 4 класса на дополнительных занятиях включаю курс «Мы и природа». При достаточном уровне сложности: убедилась, что курс позволяет организовывать с детьми интересную работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их.

Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям. Дети начинают мыслить, рассуждать на экологические темы, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это меня очень радует.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему нас миру, следует помнить о бережном отношении к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Природа – великий учитель, так давайте её беречь!

Цель данного курса – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Создать условия для изучения экологии родного края. Способствовать развитию ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Учить уметь наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи. Воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую и духовно — нравственную культуру, патриотические чувства. Сформировать представление о понятии «экология», сохранять и оберегать природу.

Задачи:

Углублять и расширять представления в области экологии.

Формировать умения проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Программа включает два направления:

Исследовательская деятельность.

Экологическая деятельность.

Особенности «исследовательская деятельность».

Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится на три части:

тренинговые занятия,

исследовательская практика,

мониторинг.

В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.

Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

В третьей части «Мониторинг» организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, т. к. ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и они обязательно будут услышаны.

Особенности экологической деятельности.

Особенность данного направления состоит в том, что способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; расширяется кругозор учащихся, и пополняются знания об окружающем мире:

В 1-2 классе:

идёт знакомство, общение с представителями животного и растительного мира, вызвано в большей степени заботой о них;

пытаются передать мысли, чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок, мини – рефератах;

начинает проявлять потребность в поиске ответов на вопросы;

проявлять участие в совместной деятельности с взрослыми.

В 3 классе:

раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;

расширяются представления о природных связях Земли,

выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни.

В 4 классе:

развиваются представления о человеке, как части природы, его назначении;

раскрываются сущности происходящих экологических катаклизмов;

акцентируется внимание на современных проблемах экологии

их актуальности, для каждого человека.

Ожидаемые результаты по окончанию курса

«Мы и природа» учащиеся должны:

Направления курса

знать

уметь

экологическое

ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края.

владеть ключевыми понятиями; распознавать растения и животных родного края. Овладеть навыками культуры в окружающей среде.

Исследовательское

ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ.

видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, применять методы исследовательской деятельности, делать

выводы. Уметь работать с дополнительной литературой. Готовить тексты докладов, доказывать и защищать свои идеи, проводить исследования и выполнять творческие проекты.

Реализация курса «Мы и природа» в рамках

экологического воспитания школьников.

Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни учащихся. Создание условий проявления творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности. Развитие познавательных интересов школьников их творческих способностей, практических навыков. Формирование духовного мира, системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности. Развитие непрерывной системы экологического образования и воспитания, поддержка исследовательской и инновационной деятельности. Совершенствование работы с одаренными детьми.

Направления работы курса «Мы и природа».

Школа — наш дом, изучаем экологию в нём:   1. Трудовые десанты по уборке школы и пришкольной территории, парка, памятников культуры.2. Беседы, диспуты на экологические темы. Исследовательская деятельность учащихся.3. Экологический мониторинг пришкольной территории.4. Конкурсы: самый «зеленый» кабинет, экологические буклеты, КВН, викторины, кроссворды;5. Экологические походы в лес.Мы за здоровый образ жизни!     1.  Встречи со специалистами, беседы психолога, лектории.2.  Общешкольные дни здоровья.3. Плановые мероприятия, посвященные борьбе с курением, наркотиками, СПИДом. 5.  Спортивные встречи детей и родителей. «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Веселые старты», дружеские встречи по футболу и волейболу.6.   Рисунки на асфальте «Мир глазами детей».

Экология. Поиск . 1.  Исследовательская деятельность учащихся по изучению экологии родного края. Работа с научной литературой, написание рефератов, докладов.2. Составление экологических проектов. Подготовка и выступление на научных конференциях и олимпиадах.3.  Экологический мониторинг (пришкольной территории, парка, улиц родного города, реки Кама). Здравствуй, лето!        1. Экологические выходы в природу (в с. Иванаево — святой источник, в посёлок Билярск – святой источник, Раифский монастырь, Булгары).2. Участие в городских экологических праздниках.3. Пропаганда экологических знаний среди учащихся, отдыхающих в школьном лагерь.

4. Сбор информации и материалов для дальнейшего исследования.

Связь с курсом «Мир вокруг нас» автор А. А. Плешаков.

В 1-2 классе:

блок тем и понятие «экология» является аналогичной теме из курса «Мы и природа»; тема «Роль неживой природы в жизни живого» изучается параллельно теме «Взаимодействие сил природы»; блок тем «Многообразие флоры и фауны. Её охрана» изучается параллельно блоку тем «Живая природа».

В 3 классе:

тематические блоки дополняют, углубляют изучение темы «Природные зоны» из курса «Мир вокруг нас», так как рассматривают более подробно составляющие природных зон: вода, климат, почвы, животный и растительный мир;

расширяют представления о природных связях Земли.

В 4 классе:

темы тесно связаны с темами «Человек и мир, созданный им» и «Человек и природа» из курса «Мир вокруг нас». Идёт углубление и расширение тем, применение их в активной природоохранной деятельности.

Учебно – тематическое планирование

1 — 2 КЛАСС

Тема занятий

Кол-во часов

Контроль за ЗУН

теория

практика

всего

1

Понятие «экология» Понятие «исследование»

2

1

2

Дискуссия на тему «Что такое экология»

2

Методы исследовательской деятельности

1

2

3

«Осенняя» экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный»

3

Угроза исчезновения растений, таких как ландыш, колокольчик.

1

1

2

Коллективная беседа — игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы»

4

Роль неживой природы в жизни живой.

2

2

4

Тренировочное занятие «Я – исследователь»

5

Многообразие флоры и фауны. Её охрана.

2

1

3

Тест. Игра «Экологическое ассорти»

3 КЛАСС

Тема занятий

Кол-во часов

Контроль за ЗУН

теория

практика

всего

1

Экологические связи в живой природе.

2

1

3

Мини-семинар «Защитные приспособления у растений и животных».

2

Вода. Охрана воды.

2

2

4

Семинары «Сохранение водных ресурсов в РТ», «Главные реки РТ – Волга, Кама, Вятка, Белая»

3

Почва. Охрана почвы.

2

2

4

Конференция «Земельные ресурсы РТ», анализ «Карты почв РТ» использование ИКТ

4

Воздух. Охрана воздуха.

1

2

3

Мозговой штурм «Способы охраны и очистки воздуха »

5

Охраны природы.

2

1

3

Защита исследовательских работ и творческих проектов по теме «Природа в опасности»

4 КЛАСС

1

Здоровье человека и окружающая среда

1

1

2

Тест «Человек и окружающая среда»

2

Влияние человека на окружающую среду

2

2

4

Защита исследовательских работ на тему «Цепь загрязнения».

Использование ИКТ

3

Мини-курс «Я – юный исследователь»

1

1

2

Коллективная игра

«Умею видеть проблему»

Содержание учебного курса

1- 2 КЛАСС

1.Тема: Организм и окружающая среда. Что такое экология, значение экологии.

Содержание: Знакомства с понятием «исследование», «методы исследования». Что такое научные исследования? Как и где человек исследует окружающий мир? Какие животные живут на территории РТ?

2. Тема: Распознавание растений и животных встречающихся на территории РТ. Простейшая классификация экологических связей:

— связи между живой и неживой природой;

— связи внутри живой природы;

— связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map