Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ студентов



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Методическая разработка

по выполнению практических и лабораторных работ студентов

по дисциплине «Химия»

Краснодар

2007 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Методическая разработка

по выполнению практических и лабораторных работ студентов по дисциплине «Химия»

в помощь преподавателям и студентам

очных отделений специальностей 270301 «Архитектура»

270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

080110 «Бухгалтерский учет»

Составитель Демьяненко А.А.

Содержание

Стр.

Введение 4

1. Порядок проведения работы и оформление отчета 6

2. Оборудование и реактивы 8

3. Методики лабораторных и практических работ 10

№1 Практическая работа 10

№2 Лабораторная работа 13

№3 Лабораторная работа 16

№4 Лабораторная работа 18

№5Лабораторная работа 20

№6 Лабораторная работа 22

№7 Лабораторная работа 24

№8 Лабораторная работа 27

№9 Лабораторная работа 29

№10 Лабораторная работа 32

№11 Практическая работа 34

№12 Лабораторная работа 37

№13 Лабораторная работа 39

№14 Лабораторная работа 41

4. Заключение 43

5. Список использованной литературы 44

Введение

Учебный химический эксперимент является важной формой повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся.

При изучении органической химии он обретает несколько иной характер, чем при изучении неорганической химии. Ему присущ исследовательский подход. Он более продолжителен, менее ярок. Первые ученические опыты должны представлять собой небольшие работы, требующие воспроизведения опытов, которые демонстрирует учитель. Постепенно количество опытов для учащихся увеличивается, в их выполнении возникает вариантность, но при этом учащиеся продолжают точно следовать инструкции. В дальнейшем постепенно включаются элементы исследования.

В данной работе представлены разработки лабораторных и практических работ по темам курса органической и общей химии:

Предельные углеводороды (Практ. №1)

Непредельные углеводороды (Лаб. №2)

Фенолы (Лаб. №3)

Карбоновые кислоты (Лаб. №4)

Сложные эфиры (Лаб. №5)

Мыла. СМС (Лаб. №6)

Углеводы (Лаб. №7)

Белки (Лаб. №8)

Полимеры (Лаб. №9)

Обобщение знаний по органической химии (Лаб. №10)

Решение расчетных задач (Практ. №11)

Реакции ионного обмена (Лаб. №12)

Гидролиз солей (Лаб.№13)

Обобщение знаний по неорганической и общей химии (Лаб. №14)

Работы №10 и №14 посвящены решению экспериментальных задач по курсу органической и неорганической химии. Эта разновидность работ проводится иначе. Она не содержит инструкций, а только условия. План решения задачи разрабатывается самим учеником и осуществляется самостоятельно. Экспериментальные задачи носят более творческий характер.

Методики лабораторных работ представлены в виде таблиц с конкретными заданиями и вопросами, что существенно облегчает работу студентов и преподавателя. В теоретической части каждой работы представлена главная информация по данной теме, которая потребуется студенту; даны задания для выполнения домашних работ, включающие химический эксперимент; список вопросов для самостоятельной проверки знаний.

При отсутствии учебников и пособий по проведению лабораторного эксперимента для средне-технических учебных учреждений данная разработка будет весьма полезна при проведении лабораторных и практических работ на уроках химии для студентов и преподавателя.

Порядок работы и оформление отчета

Титульный лист

КАСТ

Лабораторные работы

по химии

студента(ки) группы № ____

Ф.И. ____________________

Преподаватель:

Демьяненко А.А.

Краснодар 20___г.

Папка для лабораторных работ должна содержать минимум 14 листов в клетку формата А4 с рамкой и заполненным штампом:

№ гр.

Ф.И.

Лабораторные и практические работы по химии проводятся в специально оборудованном химическом кабинете. Выполнение работ связано с использованием оборудования, химической посуды и реактивов, способных нанести травмы при неумелом обращении. Поэтому учащиеся должны с первых дней приучаться к аккуратной и внимательной работе, строгому соблюдению правил техники безопасности.

При работе в химическом кабинете необходимо придерживаться следующих правил:

Работы проводить индивидуально, соблюдать тишину.

Предварительно повторить теоретический материал соответствующей главы и ознакомиться с содержанием практической работы.

Проверить наличие необходимого оборудования и реактивов для данной работы.

Уяснить и точно соблюдать порядок и последовательность операций, указанных в руководстве.

Соблюдать все меры предосторожности, указанные в инструкции или сообщенные предварительно устно.

Внимательно следить за ходом опыта. В случае неудачной постановки опыта, прежде чем его повторить, следует установить причину; в сомнительных случаях обращаться к преподавателю.

Все записи наблюдений делать сразу же после окончания опыта в папке для лабораторных работ.

После окончания работы вымыть использованную посуду и привести рабочее место в порядок.

Сдать реактивы преподавателю.

Отчет о работе должен содержать следующие сведения:

Номер работы.

Название работы.

Краткое описание хода работы с указанием условий проведения опыта.

Наблюдения.

Уравнения протекающих реакций.

Расчеты, таблицы, графики.

Выводы.

Отчет о проделанной работе проверяет преподаватель.

Оборудование и реактивы

Практическая работа №1

Варианты заданий, наборы шаровых и шаро-стержневых моделей.

Лабораторная работа №2

Пробирки, колба, спиртовка, газоотводная трубка, спички, штатив; этиловый спирт, серная кислота, песок, бромная вода, раствор перманганата калия.

Лабораторная работа №3

Пробирки, пипетки; раствор фенола, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, серная кислота, бромная вода.

Лабораторная работа №4

Пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, спички; уксусная кислота, раствор карбоната натрия, металлический магний, оксид меди (11), раствор ацетата натрия, раствор хлорида железа (111).

Лабораторная работа №5

Пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, спички; этиловый спирт, уксусная кислота, серная кислота (конц.), вода.

Лабораторная работа №6

Пробирки, пипетки; растворы мыла, твердого СМС, жидкого СМС, фенолфталеин, жесткая вода.

Лабораторная работа №7

Пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, спички, шпатели; крахмал, спиртовый раствор йода, вода.

Лабораторная работа №8

Пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, спички; раствор белка куриного яйца, раствор гидрооксида натрия, раствор сульфата меди (11), азотная кислота (конц.).

Лабораторная работа №9

Пробирки, спиртовки, пробиркодержатели, спички, тигельные щипцы, фарфоровые чашки, стеклянные палочки; кусочки полиэтилена, капроновое волокно, азотная кислота, серная кислота, раствор гидрооксида натрия, раствор перманганата калия, бромная вода, ацетон, лакмусовая бумага.

Лабораторная работа №10

Пронумерованные пробирки с веществами: а) уксусный альдегид, б) муравьиная кислота, в) глицерин, г) пропионовая кислота, д) гептан. Пробирки; индикаторная бумага, оксид серебра(1), раствор гидрооксида натрия, раствор сульфата меди (11).

Практическая работа №11

Список задач. Калькуляторы.

Лабораторная работа №12

Пробирки; растворы гидрооксида натрия, сульфата меди (11), сульфата алюминия, нитрата бария, карбоната натрия, соляной кислоты, фенолфталеин.

Лабораторная работа №13

Стеклянные палочки,индикаторные бумажки: лакмуса, метилового-оранжевого, фенолфталеина; растворы нитрата цинка, сульфида калия и хлорида кальция

Лабораторная работа №14

Варианты заданий.

Методики лабораторных и практических работ

№1 Практическая работа

Тема: Моделирование структурных формул алканов и их производных

Теоретическая часть

Для названия органических соединений две номенклатуры: рациональная и современная – систематическая, которую называют также международной или научной (предложена Международным союзом теоретической и прикладной химии IUPAK в 1957, 1965 гг.). Она имеет много общего с женевской номенклатурой, часто встречающейся в химической литературе.

По систематической номенклатуре первые четыре представителя ряда насыщенных углеводородов называются: метан, этан, пропан, бутан. Названия последующих углеводородов образуются из основы греческих числительных и окончания –ан, например С6Н14 – гексан и т.п.

Углеводородными радикалами называются заряженные частицы, полученные при отнятии от молекул предельных углеводородов атомов водорода. Названия однозарядных радикалов производят от названий соответствующих углеводородов, в которых окончание –ан заменяют на –ил.

Гомологический ряд предельных углеводородов и их радикалы

углеводород

радикал

углеводород

радикал

Метан СН4

Этан С2Н6

Пропан С3Н8

Бутан С4Н10

Пентан С5Н12

Метил СН3

Этил С2Н5

Пропил С3Н7

Бутил С4Н9

Пентил С5Н11

Гексан С6Н14

Гептан С7Н16

Октан С8Н18

Нонан С9Н20

Декан С10Н22

Гексил С6Н13

Гептил С7Н15

Октил С8Н17

Нонил С9Н19

Декил С10Н21

Общее название предельных углеводородов – алканы.

Названия сложных углеводородов с разветвленной цепью производятся по следующей схеме:

Выбираем самую длинную цепь атомов углерода.

Нумерацию цепи начинаем с того края, к которому ближе расположен радикал (разветвление) или заместитель.

Называем радикалы (заместители)

начинаем с простейшего радикала (метил, затем этил и т.д.)

если в соединении есть несколько одинаковых радикалов (заместителей), их количество указывается греческими числительными (ди, три, тетра и т.д.)

Называем основную углеродную цепь.

Так, соединение 1 2 3 4 5 6

СН3 – СН – СН – СН2 – СН – СН3

| | |

СН3 СН3 С2Н5

называется 2,3-диметил-5-этилгексан.

Домашнее задание:

Приготовьте дома модели молекул: а) хлорэтана, б) дифтордихлорметана, пользуясь пластилином разной окраски для обозначения разных атомов. Решите при помощи моделирования, одно или два вещества представлены следующими формулами:

F F

‌ ‌| |

Cl – C – Cl Cl – C – F

| |

F Cl

При сдаче работы преподавателю, будьте готовы ответить на следующие вопросы:

Дайте определения следующим понятиям:

Предельные углеводороды

Структурная формула

Изомерия, изомеры

Гомологи

Гибридизация

2. Назовите общую формулу алканов, тип гибридизации атомов углерода в молекуле метана, угол между гибридными орбиталями.

3. Какой тип реакций характерен для предельных углеводородов?

4. Какой вид изомерии характерен для предельных углеводородов?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map