Методическая разработка проекта по оптимизации отношений между родителями и детьми



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №14

города Крымска муниципального образования

Крымский район

Методическая разработка

«Семья – это семь Я «

Оптимизация отношений между родителями и детьми.

Подготовила

педагог – психолог второй категории

МДОУ детского сада №14

Новикова Светлана Анатольевна

Проект «Семья – это семь Я «

Оптимизация отношений между родителями и детьми.

Актуальность проблемы:

Семья — один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В семье действует сложная система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Семья представляет собой микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия и любовь, которые способствуют доверительности в отношениях.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического,психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих в том числе детско-родительские отношения.

В современной семье приоритетом являются отношения между родителями. А детско-родительские отношения, к сожалению, уходят на второй план. Происходит возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица — детские сады, гувернёров. Наблюдается упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций. Зачастую родители путают истинную родительскую любовь с подкупом детских чувств.

Проблема проекта:

Угасание родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка.

Причины возникновения проблемы:

в современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план.

Цель проекта:

Привнесение в сознание родителей идеи развития детско-родительских отношений, понимание потребностей и интересов ребёнка и своих родительских обязанностей.

Задачи проекта:

формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;

формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;

создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;

расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;

изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;

изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников;

обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.

Участники проекта: педагог-психолог Новикова С.А. , воспитатели, дети старших групп.

Форма проекта: совместная деятельность детей и родителей.

Метод проекта: семейный коллаж – совместный творческий рассказ о ребёнке и его семье, проиллюстрированный авторскими рисунками, аппликацией и оформление в виде газеты.

Этапы осуществления проекта:

1 этап

Погружение в проект.

2 этап

Организация деятельности:

Составление памятки по созданию коллажа (руководители);

Подгрупповая консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе (руководители);

Составление сценария группового праздника “День семьи”.

3 этап

Осуществление деятельности:

совместная творческая деятельность по оформлению семейных коллажей (дети и родители);

индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи, психологической поддержки, стимуляции раскрытия творческих возможностей семьи (руководители);

оформление открытки – приглашения для родителей а семейный праздник (дети и воспитатели);

организации выставки семейных коллажей в помещении группы для ознакомления всех членов детско-родительского коллектива, обмен впечатлениями;

подготовка группового праздника “День семьи” (руководители, воспитатели, дети, родители).

4 этап

Презентация проекта:

Проведение группового праздника “День семьи”

презентация коллажей авторами (дети, родители);

совместные игры-развлечения;

совместные фотографии;

чаепитие.

5 этап

Подведение итогов проекта

Обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей.

Результаты проекта:

Сближение членов семьи, развитие тесных дружеских отношений;

понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребёнка;

формирование родительского авторитета;

развитие детско-родительского коллектива, создание позитивного психологического микроклимата;

дальнейшее развитие доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличение родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей;

сформированность представлений родителей о сфере деятельности педагогов и специалистов ДОУ.

Приложение№1

Памятка для оформления семейного коллажа

1. Работа выполняется на листе ватмана.

2. Листу ватмана можно придать контурный силуэт. Например, в форме сердца,

облака, дерева или обвести силуэт ребёнка, взрослого. Вырезать по контуру

выбранного рисунка, затонировать.

3. Передать информацию о личных достижениях ребёнка в разных видах

деятельности, его успехах, возможность пережить приятные моменты жизни семьи.

4. Разделы коллажа:

• Давайте познакомимся (фото ребёнка или семьи), указать имя, продолжение

предложения:

— Я люблю…

— Мне нравится…

— Обожаю когда…

— Я мечтаю…

• Портрет моего ребёнка (сочинение родителей о своём малыше, личностная

характеристика):

— Наши любимые дела (увлечения)

— Наши любимые мультфильмы, книжки, цветы, игрушки

— Наши друзья

— Любимое время года

• Семейный досуг: наши любимые дела, увлечения.

• « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! « (здоровый образ жизни в

семье).

5. Вся информация оформляется в виде коллажа – иллюстрируется с помощью рисунков, аппликаций, вырезанных открыток, фотографий, журнальных снимков.

Например, любимое время года – вырезывается пейзаж из календаря и приклеивается, внизу комментарий. Или друзья, их фотографии или имена вписываются, приклеиваются на вырезанные из цветной бумаги сердечки, или любимые цветы – вырезываются из открыток, оформляются в букет.

Все творческие идеи приветствуются!

Удачи Вам!

Подарите Вашему ребёнку радость совместного дела!

Приложение №2

Сценарий группового праздника «День семьи»

Ведущий 1: Уважаемые родители, гости, дорогие ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашем семейном празднике.

Ведущий 2: Сегодня мы поближе познакомимся друг с другом, вместе поиграем, повеселимся и закончим наше мероприятие чаепитием.

Ведущий 1: В преддверии нашего семейного праздника вы замечательно потрудились и

создали семейные коллажи, благодаря которым, мы узнали о ваших семьях много нового и интересного.

Ведущий 2: А начнём мы наш вечерний досуг с песни, которая называется «Взрослые и дети» (дети встают полукругом напротив родителей).

Песня «Взрослые и дети».

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу всё корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Ведущий 1: Основой нашего досуга будет знакомство с семьями. Каждая семья расскажет о себе. Но сначала, давайте определимся с очерёдностью выступлений.

И нашим первым заданием будет: найти самостоятельно ваш номер, который спрятан на одном их стульев.

Таким образом, мы определились с последовательностью.

• Открывает наш проект семья ……….Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

• Под номером два выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

Ведущий 2: А теперь наступило время немного подвигаться, давайте вместе потанцуем.

Танец «Лавата»

• Под номером три выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа….,

сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

• Под номером четыре выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

Ведущий 1: Зима уже закачивается, но весна не очень уверенно вступает в свои права,

поэтому мы предлагаем вам вспомнить зимние забавы, в которые вы играете вместе с

детьми. Какие зимние забавы вы знаете?

Игра «Слепи снеговика»

(родителям предлагается обернуть ребёнка рулоном туалетной бумаги, надеть на голову

ведро, на шею шарф и нос-морковку).

• Под номером пять выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

• Под номером шесть выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

• Под номером семь выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

Ведущий 2: Ребята, а вы любите сказки? А мамы и папы вам сказки читают? А хотите, они сейчас для вас покажут сказку?

(Родителям раздаются роли сказки «Репка», они проходят за ширму и одевают детали

костюмов. Ведущий рассказывает сказку, герои выполняют действия).

• Под номером восемь выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

Под номером девять выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка…

(презентация семейного коллажа)

Ведущий 1: Ребята, вас всех ждёт сюрприз, а вручит вам его победитель нашей следующей

игры.

Игра «Три».

(Участвуют 5 взрослых, которые во время прочтения текста стихотворения ходят вокруг

4-х стульев, а услышав в тексте слово ТРИ, даже если это часть другого слова, занимают

места на стульях. Оставшийся без места выбывает).

Однажды щуку мы поймали

Распотрошили, а внутри

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну а целых…две.

Когда стихи запомнить хочешь

Их не спеша проговори.

И про себя их повтори

Разок, другой, а может…пять.

Мечтает мальчик закаляться,

Стать Олимпийским чемпионом,

Смотри, на старте не хитри

А жди команду – раз, два…пять!

Сегодня поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать…

Ну что ж, вы приз завоевали!

И можете его забрать.

Победитель вручает детям сладкие призы.

Ведущий 2: Итак, мы подходим к кульминации нашего праздника. Хочется сказать

большое спасибо всем семьям, принявшим участие в составлении семейных коллажей и

вручить благодарности. (Вручение благодарностей.)

От своего лица, мы хотим пожелать:

Всех благ вам в жизни и здоровья,

Богатства, мира и тепла.

Семья, согретая любовью

Всегда надёжна и крепка.

(Чаепитие.)






map