Методическая разработка Рабочая программа в рамках дополнительного образования по поз



Методическая разработка

«Рабочая программа в рамках дополнительного образования

по познавательно – речевому направлению «Наш дом — Земля»»

Составитель: воспитатель

Волкова Лариса Анатольевна

Пояснительная записка

В последние годы педагоги особенно часто говорят о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе, уважения к живому и заботы о нём, необходимости воспитывать в детях доброту, гуманность, умение заботиться о людях, прежде всего о близких, сопереживать им.

Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания. Любуясь красотой жизни, человек становится бережнее с ней. Бережливости ко всему живому, окружающей жизни, уважению к окружающим людям и к жизни собственного организма необходимо учиться.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому цель экологического кружка — формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

При разработке Рабочей программы в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Наш дом — Земля» были использованы методы и приемы, формы организации детской деятельности, описанные в педагогической технологии А.И.Ивановой «Живая экология», направленные на усвоение детьми системы знаний о природе, о существенных связях, и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу, а природы на человека. Результат такой работы, не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать окружающую природу.

Рабочая программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7лет). Срок реализации Рабочей программы 1 год, 28 часов, с октября по май. Занятия кружка проходят во второй половине дня, один раз в неделю, длительностью не более 30 минут, в различных формах детской деятельности (игры, проекты, презентации, познавательно — досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы ).

Подведение итогов реализации Рабочей программы проводится в форме презентации семейного экологического проекта «Мы и природа». Ожидаемые результаты –формирование экологических мировоззренческих позиций, систематизация знаний о природе (разнообразных видах насекомых, птиц, животных и растений, в том числе лекарственных), о существенных связях и зависимостях в природе, о влиянии деятельности человека на природу, а природы на человека, осознание того, что человек часть живой природы. Приобщение к нормам и ценностям экологического общества. Расширение знаний, необходимых в практической природоохранной деятельности.

Цель и задачи обучения.

Цель:

Формирование основ экологического мышления, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде, умения жить гармонии с природой.

Основные задачи:

Углубление представлений о многообразии существ, населяющих нашу страну;

Обобщение представлений об особенности жизнедеятельности растений и животных в различных климатических условиях, в различные временные периоды и влиянии солнца на их жизнедеятельность;

Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;

Расширение представлений о состоянии растений, о приспособлении семян растений к прорастанию;

Систематизирование представлений о многообразии насекомых;

Расширение представлений о водоёме, как среде обитания животных и растений, установление экологических зависимостей между животными и растениями, живущих в воде и на прилегающей к водоемам территории;

Обогащение представлений о воздухе и его свойствах, о способах дыхания растений, животных и человека;

Уточнение основных правил поведения человека в экосистемах;

Систематизирование представлений о возможности жизни в среде неживой природы, в среде живых организмов;

Познакомить с существованием Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных;

Расширение представлений о заповедных местах Самарской области.

Тематический план.

Раздел

Тема

Количество

часов

Животный мир

1.Какие бывают насекомые?

2.Почему белые медведи не живут в лесу?

3.Лесные хищники.

4.Сравнение диких и домашних животных.

5.Что мы знаем о птицах?

6.Зубы, носы, уши.

7.Кто живёт в воде?

8. Как звери проводят зиму в лесу?

1

1

1

1

1

1

1

1

Растительный мир

1. Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека.

2.Как растения готовятся к зиме?

3.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

4.Этажи леса.

5.Разнообразие природы нашей страны.

6.Природное разнообразие в реке.

1

1

1

1

1

1

Валеология

1.Отношение человека к своему здоровью.

2.Носы нужны не только для красы.

1

1

Живая и неживая природа

1. Что такое природа? Живая и неживая природа.

2. Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе.

3. Свойства воды.

4.Знакомство со свойствами воздуха. Его значении для живой природы.

5.Север-царство льда и снега.

6.Солнце. Его влияние на жизнедеятельность природы.

1

1

1

1

1

1

Экологическая природа

1.Планета Земля в опасности.

2.Рассказ об экологических пирамидах.

3.Красная книга — сигнал опасности.

4.Мой родной край — заповедные места Самарской области.

5.Спасем нашу Волгу.

6. Семейный экологический проекта «Мы и природа».

1

1

1

1

1

1

План занятий по рабочей программе

«Наш дом-Земля»

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

1

4

28

Сентябрь – адаптационный период и мероприятия по Рабочей программе не проводятся.

Май — мероприятия по Рабочей программе не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов за учебный год.

Методы и приёмы обучения.

Методы

Приёмы

1. Наглядный метод.

1. Наглядно-зрительные приёмы.

2. Наглядно-слуховые приёмы.

2. Информационно-рецептивный метод.

1.Наблюдение.

2.Рассматривание, обследование объектов.

3.Разъяснение, объяснение.

4.Установлениеивзаимосвязи нового с уже знакомым.

3. Репродуктивный метод.

1.Воспроизведение известных действий по образцу.

2.Тактильно-мышечные приёмы.

3.Упражнения.

4. Практический метод.

1. Показ.

2. Контрастное сопоставление.

3. Опыты.

5. Словесный метод.

1. Краткое описание и объяснение.

2. Образный сюжетный рассказ.

3. Беседа.

4. Художественное слово.

6. Метод проблемного обучения.

1. Творческое использование готовых

знаний.

2. Самостоятельное добывание знаний.

3.Создание ситуаций с конкретными условиями действия.

7. Игровой метод.

1. Дидактические игры.

2. Развивающие игры.

8. Исследовательский метод.

1. Самостоятельное придумывание.

2. Сравнение.

3. Импровизация.

4.Выполнение творческого задания по представлению.

9. Соревновательный метод.

1. Решение задач в быстром темпе.

2. Нахождение неординарных решений

для достижения цели.

Материал.

Вид

Тематика

Дидактические игры

«Что где зреет?»

«Кто где живёт?»

«Хорошо-плохо»

«Живая и неживая природа»

«Узнай целебную траву»

«Кто больше запомнит»

«Как вести себя в лесу?»

«Что было бы, если бы…»

«Отгадай, какая птица?»

«Птичья столовая»

«Посели животное»

2

Подвижные игры

«Ходят капельки по кругу»

«Мы-водные животные»

«Догони свою тень»

2

Художественное слово

Загадки.

Стихи.

Познавательные рассказы.

3

Технические средства

Слайды.

Презентации

4

Дидактический материал

Карандаши, фломастеры, альбомные листы;

Иллюстрации о временах года;

Картинки с изображением насекомых, животных, рыб,птиц;

Глобус,карта;

Плакаты;

Иллюстрации с изображением лекарственных растений;

Схема круговорота воды в природе;

Красная книга;

Схема-планеты Солнечной системы;

Карта звёздного неба.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map