Методическая разработка раздела образовательной программы Формирование познавательных



Нижегородский институт развития образования

Кафедра начального образования

Аттестационная работа на высшую категорию

Методическая разработка раздела образовательной программы

Тема: Формирование познавательных УУД

при изучении раздела программы

«Геометрические фигуры и их свойства»

Выполнила:

учитель начальных классов

муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа№23»

г. Дзержинска Нижегородской области

Комендантова Ольга Ивановна

высшее образование,

первая категория

стаж работы учителем начальных классов: 17 лет

Нижний Новгород

2013

Оглавление

Пояснительная записка3

Цели и задачи раздела 5

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями 7

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы: личностные, пред — метные, метапредметные 8

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся 10

6. Система знаний и система деятельности 12

7. Календарно-тематическое планирование по разделу 22

8. Разработка урока24

Заключение 26

Список литературы27

Приложение28

Пояснительная записка

Обучение геометрии может иметь смысл, 

если только используются связи

с привычными пространствами. Г. Фройнденталь

Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования во всех странах. Исторически геометрия является «матерью» всей сегодняшней математики. Цели и результаты обучения геометрии не ограничиваются рамками предметных знаний, предусмотренных программой, поскольку сам процесс изучения геометрии имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности: формирование мыслительных процессов, восприятия, воображения, памяти, внимания.

Традиционно в начальной школе изучение геометрии начинается с измерения геометрических величин. Это соответствует историческому ходу развития геометрии (об этом свидетельствует само название этой науки, которое в переводе с греческого обозначает «измерение земли»). Данная разработка раздела программы по математике направлена на обобщение и систематизацию методов и приемов, используемых при работе над геометрическим материалом и отражает опыт работы, который соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Система упражнений направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. В основе реализации данного раздела программы лежит системно – деятельностный подход. Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном разделе программы осуществляется заложенная во ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в единое целое.

Проблемой формирования пространственных представлений занимались многие ученые психологи и математики-методисты. Психологи Б.Г.Ананьев, Л.Л.Гурова, О.И.Галкина, В.П.Зинченко, Е.Н.Кабанова, Меллер, А.М.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Т.А.Мусейибова, И.П.Павлов и другие исследовали механизм восприятия пространства, особенности восприятия пространства у детей, роль деятельности в формировании пространственных представлений и другие.

Конкретно-методические вопросы, связанные с разработкой методов формирования и развития пространственных представлений в процессе обучения элементам геометрии в младшем школьном возрасте, рассматривались авторами учебников И.И.Аргинской, М.А.Байтовой, Л.В.Занковым, А.М.Захаровой, Н.Б.Истоминой, М.И.Моро, А.М.Пышкало, Л.Г.Петерсон и другими, а также математиками-методистами О.А.Алексеенко, С.И.Волковой, Ф.М.Ибрагимовым, М.С.Подходовои, Л.П.Стойловой и другими.

Вместе с тем на методическом уровне проблема формирования пространственных представлений при обучении математике в начальной школе остается недостаточно изученной. Не разработана система научно обоснованных методов, эффективно воздействующих на процесс формирования пространственных представлений у младших школьников. Так, изучение геометрического материала в традиционном курсе математики в начальной школе происходит на основе элементов геометрии плоскости (М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.И.Моро), Н.Б.Истомина, И.Б.Нефедова, А.М.Пышкало, И.С.Якиманская, Г.В. Дорофеев и другие предлагают формировать пространственные представления, опираясь на жизненный опыт ребенка в восприятии пространства, на основе чего потом осуществлять переход к элементам плоскости, а от них — к элементам трехмерного геометрического пространства.

С точки зрения Г.Д.Глейзера, В.А.Гусева, Н.С.Подходовой, Л.В.Тарасова и других авторов, формирование пространственных представлений рассматривается на основе принципа фузионизма, то есть взаимосвязанного изучения элементов плоскости и пространства, в котором объемные фигуры изучаются как форма предметов окружающего мира, а плоские — как часть объемных. Эффективность второго подхода подтверждается данными исследований психологов, изучавших особенности ребенка в восприятии пространственных форм и отношений.

Таким образом, актуальность моей разработки определяется следующими факторами: во-первых, тенденциями, сложившимися в современном школьном образовании, направленными на индивидуально-личностное развитие ученика, формирование у него комплекса универсальных учебных действий, помогающих ему ориентироваться в окружающем его пространстве; во-вторых, ролью пространственных представлений в развитии пространственного мышления и воображения у учащихся; в-третьих, сложившимися теоретическими предпосылками для построения методической системы формирования пространственных представлений, на основе комплексного использования данных исследований ученых-психологов, математиков-методистов и педагогов, подтвердивших возможность и целесообразность формирования пространственных представлений на раннем этапе школьного образования на основе взаимосвязанного изучения элементов плоскости и пространства.

Поэтому целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.

Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:

Проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу

Разработать систему упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.

Проверить степень эффективности данной системы;

Воспитывать положительную мотивацию учения, интерес к математике.

Цели и задачи раздела

Математика как учебный предмет играет существенную роль в образовании и воспитании младших школьников. С ее помощью ребенок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир.

Программа Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой определяет начальный этап непрерывного курса математики (с 1 по 9 класс), разрабатываемого с позиций усиления общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования подрастающего человека как личности.

Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компоненты мышления младшего школьника и предполагает формирование обогащенных математических знаний и умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры.

Изложение материала в учебниках, его структурирование и комплектование строятся с учетом нескольких принципов, отражающих особенности гуманитарно-ориентированного обучения математике.

Принцип эвристической основы содержания обучения математике.

Принцип персонификации процесса обучения.

Принцип уровневой дифференциации в обучении.

Принцип диалогической направленности обучения математике.

Принцип перспективы в развитии основных математических понятий и идей курса.

Принцип активизации познавательной деятельности.

Принцип эстетической ценности содержания обучения.

Раздел «Геометрические фигуры и их свойства» имеют относительную самостоятельность. Введение геометрического материала в курс направлено на решение следующих задач:

а) развитие пространственных представлений учащихся;

б) развитие образного мышления на основе четких представлений о некоторых геометрических фигурах и их свойствах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, кривая, ломаная, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, круг, окружность, куб, пирамида, прямоугольный параллелепипед, шар);

в) формирование элементарных графических умений: изображение простейших геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник и др.) от руки и с помощью чертежных инструментов.

Геометрический материал изучается в тесной связи с арифметическим и логико-языковым материалом. Этому способствует специальная подборка упражнений, направленных на обобщение и развитие логико-арифметических знаний на геометрическом содержании. Так, выполнение практических заданий на составление фигур из частей, преобразование фигур проводятся с элементами доказательства.

Большинство геометрических понятий вводится без определений. Для ознакомления школьников с геометрическими фигурами и их свойствами используются в основном наглядный и лабораторно-практический методы обучения. Большое внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.

С первых уроков знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) выступают лишь в качестве объектов для сравнения или счета предметов. То же относится и к ознакомлению с элементами многоугольника (углы, стороны, вершины), и к первым практическим упражнениям на сравнение предметов по размеру. Например, еще до ознакомления с понятием отрезка первоклассникам предлагаются упражнения с жизненным содержанием сначала на сравнение длин двух предметов на глаз, с использованием приемов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки (эталона сравнения). Эти практические навыки будут весьма полезны в дальнейшем при рассмотрении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, укладыванием мерки или с применением циркуля, измерительных приборов

Элементарные геометрические представления формируются в таком порядке, что вначале дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими.

Класс

Название раздела

Количество часов

1 класс

Фигуры и свойства

18 ч

2 класс

Геометрические фигуры и их свойства

20 ч

3 класс

Геометрические фигуры и их свойства

20 ч

4 класс

Геометрические фигуры и их свойства

20 ч

ИТОГО

78 ч

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

Психологи отмечают, что возраст младшего школьника наиболее благоприятен для развития пространственных представлений и пространственного мышления. Постижение геометрии у детей дошкольного и младшего школьного возраста идет в направлении от «геометрии формы» к «геометрии измерений», то есть от качественных операций по изучению формы предметов, их элементов, взаимного расположения, отношений и так далее к количественным операциям по измерению их характеристик.

Детям указанного возраста интересен объект как таковой, им необходимо выделить отдельный объект из окружающего мира, и осуществляют они это через выделение его контура. На младший школьный возраст приходится формирование проективных отношений – ребенку важен не только сам объект, но и его положение в окружающем мире, формирование отношений взаимного положения: «ближе – дальше», «за – перед», «видно – не видно», «вверху – внизу» и т.д. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.

Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальных объектов действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития слабоуспевающих школьников.

А потому необходима определённая система работы при изучении геометрических фигур и их свойств, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести новую информацию, а ученику – легко и прочно усвоить.

В разработке вопросов методики обучения исходим из следующего: в основу формирования геометрических представлений должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

-обучающий характер учебной деятельности;

-регулярность в работе.

Обучение должно проводиться на дидактическом материале с получением информации из различных источников.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы: личностные, предметные, метапредметные

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Личностные результаты:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны уметь:

Выделять в окружающей обстановке предметы, имеющие форму квадрата (прямоугольника), треугольника, круга, шара.

Чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), изображать их с помощью линейки и от руки.

Знать свойства противоположных сторон прямоугольника.

Находить длину отрезка, ломаной, периметр прямоугольника (квадрата).

Метапредметные результаты.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Для того чтобы достичь цели, каждый учитель применяет различные приемы и методы, формы организации учебного процесса. На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности.

Я использую следующие образовательные технологии:

Технологии

Как и где применяю

Личностно – ориентированные технологии

Технология разноуровнего обучения

Разноуровневые задания

Составление моделей разного уровня сложности

Технология коллективного взаимообучения

Применяю парную, групповую формы работы.

Технологии на основе активизации деятельности учащихся

Игровая технология

Урок – путешествие в Страну Геометрия

Урок – наблюдение «Геометрия вокруг нас»

Информационно – коммуникационные технологии

Составление презентаций к урокам

Электронное пособие «Справочник фигур»

Использование CD материалов

Использование средств Интернет

Интерактивные тренажеры для СМАРТ – доски

Презентации, подготовленные детьми

Технология «Развития критического мышления»

Составление кластеров

Заполнение таблиц «ЗХУ»

Стратегия «Зиг – заг»

Метод проектов

Сочинение литературных произведений разного жанра о геометрическом материале

Электронное пособие «Справочник фигур»

Составление Сборника задач

Разрабатывая вопрос о структуре уроков, мы сталкиваемся с проблемой сравнительной эффективности различных методов обучения, применяемых на занятиях: уроки-зачёты, практикумы, семинары, диспуты, интегрированные уроки, игры-путешествия, уроки поиска и исследования. Приёмы и методы подачи материала всегда разнообразны.

Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом, я использую следующие методы:

объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, фильмов и т.д.;

репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

проблемное изложение изучаемого материала;

частично-поисковый или эвристический метод;

исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

В образовательной практике нет конкретных методов работы с детьми, готовых рецептов на каждый случай. Каждый учитель имеет свои инструменты, позволяющие его ученикам стать успешными.

Система знаний и система деятельности

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться (Приложение 1).

На протяжении нескольких лет моей педагогической практики, я анализировала и составляла упражнения на основе геометрического материала, направленные на формирование познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные действия,

действия постановки и решения проблем.

логические действия.

Система упражнений на формирование общеучебных действий:

информационный поиск

«Закончи (сделай) вывод»

-Детям предлагается закончить формулировку предложения. Например,

«Диагонали квадрата при пересечении образуют …»

«Диагонали прямоугольника…»

«Сумма смежных углов равна…»

«Через две точки можно провести…»

— Отметь в тетради две точки А и В. Соедини их по линейке отрезком. Назови его имя. Можно ли через эти точки провести еще один отрезок?

В

А

Работа с определениями

— Дети самостоятельно по выделенным признакам формулируют определение, а затем сравнивают его с определением в учебнике.

— «Объясни, почему…»

Начерти в тетради две ломаные, состоящие из трех звеньев: одну не замкнутую, а другую замкнутую. Сколько вершин у каждой линии? Как называется вторая линия? Объясни это название.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map