Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА Сенсорное воспитание де



Методическая разработка раздела образовательной программы

ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Работу выполнила

воспитатель I младшей группы

Ахметова Людмила Сергеевна

МДОУ детский сад № 2 «Солнышко»

1. Пояснительная записка

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Особенное внимание уделяется интеллектуальному и познавательному развитию маленьких детей, так как это служит базой для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому работа моя, как воспитателя, имеет особую направленность и ориентируется на аспекты всестороннего развития ребёнка раннего возраста, и, особенно, его сенсорного развития. Ведь когда маленький человек появляется на свет, он уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Ребёнок в раннем возрасте начинает активно действовать, познавать окружающий мир и себя в нём. Мир простых вещей воспринимается малышом как чудесный, еще неведомый и прекрасный. Главным средством познания и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Б.Г. Ананьев справедливо замечает, что самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной в работе, позволяет формировать сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого к сложному. Она разработана с учётом закономерностей формирования восприятия и психологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов детьми этого возраста. Проводимая мной работа направлена на накопление сенсорных представлений, которое предусматривает знакомство с формой, величиной и цветом.

Я проводила наблюдения в течение нескольких лет и пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у детей некоторые затруднения. Восприятие цвета несколько отличается от восприятия формы и величины. Цвет не может быть выделен методом проб и ошибок, практически. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, опирается только на зрительные ощущения и восприятие. Именно поэтому, как показывает мой многолетний опыт, усвоение сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее. По этой причине я и включила в свою работу данный раздел программы. Работа по ознакомлению с цветом очень заинтересовала меня, и мной было принято решение к ознакомлению с шестью основными цветами добавить и ознакомление с цветами спектра. Современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего возраста доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков.

В раннем возрасте у ребёнка развивается познавательная потребность, появляется любознательность, совершенствуются перцептивные действия. Поэтому в процессе знакомства с цветом, особое внимание я уделяю играм и занятиям, позволяющим включать ребёнка в доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие и систематизировать полученную ребёнком информацию. Особое внимание мной уделяется также и дидактическому материалу. Он должен соответствовать всем необходимым требованиям.

2. Цели и задачи раздела.

Цель: последовательное ознакомление детей с цветом; расширение словаря детей словами – названиями цветов.

Задачи:

Образовательная: — способствовать формированию первоначальных представлений о цвете через окружающую действительность.

Развивающая: — способствовать развитию зрительной, перцептивной ориентировки при восприятии цвета.

Воспитательная:содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие.

3. Психолого-педагогическое обоснование.

Сенсорное воспитание ребёнка – это основа познания мира. Это фундамент для успешного развития маленького человека как личности. Но «кирпичики» этого «фундамента» будут положены стихийно, беспорядочно и в конце концов сделают неустойчивым весь «дом», если познание ребёнка не будет целенаправленным, не будет иметь разумного педагогического руководства.

Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка. Видный отечественный учёный Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании и лепке, наблюдении, занятиях со строительным материалом. У ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он воспроизводит эти действия в игре. И, хотя для маленького ребёнка первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Задача взрослого – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному указанию. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши проводят сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного цвета.

Для достижения наибольших результатов в освоении цвета необходима индивидуальная работа. Прежде всего, важно вызвать положительные эмоции и интерес к предлагаемой деятельности. После показа и объяснения предлагается выполнить фрагмент задания при помощи педагога в случае необходимости.

Работа с родителями играет большую роль в сенсорном развитии и, в частности, в ознакомлении с цветом. Требования к организации занятий должны быть едиными и в семье и в детском саду. Родители продолжают обогащать сенсорный опыт, создают условия для восприятия предметов. Поэтому воспитатель даёт рекомендации по работе над восприятием цвета и сенсорики в целом. Родители имеют возможность посетить занятия в группе, чтобы определить для себя направление работы в семье. В уголке информации для родителей выставляются рекомендации по организации и содержанию домашних занятий.

НОД по ознакомлению с цветом в детском саду должны быть систематизированы и последовательны. Поэтому в работе мной используются специально организованные игры и игровые упражнения. Их содержание направлено

на активизацию познавательной деятельности.

на развитие цветового восприятия.

Детский сад это начальное звено системы непрерывного обучения, поэтому необходимо развивать умственные, познавательные способности, интерес к занятиям.

НОД в группе раннего возраста проводится в системе и построена на принципах дошкольной дидактики.

1.Принцип системности;

2.Принцип последовательности;

3.Принцип повторности;

4.Принцип наглядности;

Основные принципы, на которые я опиралась при построении и реализации раздела программы:

1.Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;

2.Системность в отборе и подаче материала.

Использование педагогических технологий при работе над освоением раздела гарантирует достижение педагогических целей. Немаловажно использование здоровьесберегающих технологий, так как оно направлено на укрепление психологического и психофизического здоровья детей.

4.Ожидаемые результаты раздела программы.

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики словами-названиями цветов.

От детей раннего и младшего дошкольного возраста не требуют обязательного запоминания всех названий цветов. Следует отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3 годам должен знать и называть 4 основных цвета.

В первую очередь, надо остановиться на основных цветах: красном, жёлтом, синем, зелёном. Дополнительно можно дать чёрный и белый — как цвета контрастные друг к другу.

Практика показывает, что правильнее предлагать пары цветов, а не знакомить ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу: активный — спокойный цвет, либо берутся цвета контрастные по отношению друг к другу.

Сначала предлагаются простые для восприятия пары: желтый – синий, красный – желтый.  Затем: красный — синий, красный — зеленый. Наиболее трудной для восприятия является пара синий — зеленый.

Выбор пар цветов для ознакомления — совершенно индивидуальный процесс и зависит от наличия у ребенка соответствующего сенсорного опыта. Например, если у ребенка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы окрашены в этот цвет, то правильнее начинать систематизировать сенсорный опыт по цветам, начиная именно с красного.

Ожидаемый результат:

Овладение навыком вычленения определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов(действия по подражанию).

Дети выполняют сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).

Дети овладевают умением определять цвет и называть его я (действия по словесному указанию).

5. Используемые методы, приёмы, формы организации деятельности детей. Система знаний при освоении раздела.

Для решения поставленной задачи использую следующие формы работы с детьми:

Непосредственно-образовательная деятельность. Непосредственно-образовательная деятельность проводится один раз в неделю по подгруппам. Продолжительность НОД 8 минут. Планируя НОД по ознакомлению с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. НОД проводятся в интересной форме. В содержании НОД используются дидактические игры и игровые упражнения. В ходе игр и упражнений используется групповая и индивидуально — дифференцированная работа.

В современной педагогике большое внимание уделяется педагогическим технологиям. Согласно Федеральным Государственным требованиям содержание и технологии обучения должны постоянно обновляться. В практике работы ДОУ используются информационные технологии, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка. Ведущую роль здесь играет педагог. Данная технология используется при работе с детьми раннего возраста с учётом психологических и физических особенностей детей.

Игровая технология занимает значительное место в организации работы с дошкольниками. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных образовательных учреждениях. В современном образовательном учреждении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, игровая деятельность на занятиях используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного процесса;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве НОД или её части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Игровая форма НОД в группах раннего возраста создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Эти и некоторые другие педагогические технологии широко применяются мной в работе с детьми раннего возраста.

6. Создание условий для реализации раздела программы.

Для реализации раздела программы в детском саду необходимо создать определённые условия:

Санитарно-гигиенические;

Продолжительность НОД согласно СанПиН;

Дифференцированный подход к проведению НОД;

Индивидуальная работа в ходе НОД;

Индивидуальная работа в свободное время;

Материально – техническое обеспечение педагогического процесса;

Развивающая среда.

Контроль и коррекция результатов.

После спланированной работы по разделу «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом» проводится тематический контроль:

Исследование уровня детей по данному разделу;

Разный уровень сложности индивидуальных заданий в НОД;

Наблюдение и анализ деятельности детей в процессе НОД.

По результатам контроля намечается коррекция дальнейшей работы:

1. Индивидуальная работа с детьми;

2. Работа с родителями;

3. Работа со специалистами детского сада.

На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении раздела, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. В этом году с работой по разделу справились 15 из 18 детей. Не справились только 3 ребёнка. Один, по субъективным причинам не посещавший детский сад длительное время, двое детей, не входящие в данную возрастную группу. Эти дети не смогли освоить раздел в рамках НОД, поэтому с ними разработан план индивидуальной работы.

Список используемой литературы:

Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э.Г. Пилюгина

Журнал «Воспитатель ДОУ» №11; 2008 год.

Игры с детьми раннего возраста. М.А. Аралова

Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет. Пособие.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой

Первые шаги. Сост. К. Белая

http://eurekanet.ru

http://doshkolnik/

http:// festival.1september.ru

Перспективное планирование раздела.

Месяц, № занятия

Тема занятия

Задачи занятия

Тип занятия

Материал к занятию

Интеграция образовательных областей

Декабрь.

Занятие №1

«В лес с бабушкой Забавушкой»

Способствовать обучению умению различать основные цвета. Способствовать развитию умения соотносить предметы по цвету. Содействовать воспитанию любви к природе.

Закрепление знаний.

Картонные ёжики, прищепки, корзинки, листья.

Социализация, коммуникация, физ. культура, познание.

Январь.

Занятие №2

«Мышонок Пик»

Способствовать обучению детей умению соотносить разнородные предметы по цвету. Через игру способствовать развитию у детей зрительной памяти, воображения. Содействовать бережного отношения к природе.

Развитие знаний

Ёжики, грибочки, ёлки, деревья, мышонок.

Познание, социализация, коммуникация.

Февраль. Занятие №3.

«В гостях у Алёнушки»

Способствовать совершенствованию умения соотносить разнородные предметы по цвету через игру «Найди цветок для бабочки». Способствовать развитию у детей внимания, памяти, речи. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Закрепление знаний

Бабочки, тцветы, шарики.

Коммуникация, социализация, физическая культура.




map