Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми ста_52854



ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Л.А.Бессонова,

Музыкальный руководитель ГБДОУ № 65

Приморского района г.Санкт-Петербурга

В статье представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по использованию информационно-коммуникационных технологий в различных видах и формах образовательной области «Музыка», описаны возможности разнообразных средств ИКТ, эффективность их применения.

Новые Федеральные государственные требования к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

В образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

К сожалению, пока нет специальной Программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии, поэтому приходится самим осваивать этот новый вид деятельности педагога, и я хочу поделиться собственным опытом использования ИКТ в образовательной области «Музыка» в детском саду.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

В результате поисков готовых презентаций и видеороликов на различных сайтах Интернета, я пришла к выводу, что большинство найденного материала не подходит для детей дошкольного возраста: зачастую кадры музыкальных видеороликов меняются быстро, дети не успевают рассмотреть предложенную иллюстрацию, по окончании авторской презентации или видеофильма идут кадры с текстом, дети начинают читать слова, отчего теряется общее впечатление от прослушанного музыкального произведения. В итоге появилось решение создать собственные видеофильмы, которые помогают детям понять содержание музыкального произведения, почувствовать смену настроений в музыке. Видеофильмы я использую как итог знакомства с музыкальным произведением, чтобы не навязывать детям определённые ассоциации, а вначале дать возможность сформировать собственные представления о музыке.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» слова М.Клоковой, музыка Н.Метлова, детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, использую видеоролики с участием детей: записываю на видеокамеру исполнение детьми песни, затем все вместе просматриваем записанное на большом экране через проектор и обсуждаем, оцениваем увиденное.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Обучая детей ориентировке в пространстве, предшествующей исполнению танца, я создала коллекцию фотомодулей пространственной ориентировки – это электронные фотографии, на которых показаны ориентиры в музыкальном зале (плоскостные листочки, расположенные на полу по кругу на одинаковом расстоянии, плоскостные цветы по диагонали или в шахматном порядке и т.д.). Рассматривая фотомодули, дети быстрее усваивают понятия «ровный круг», «диагональ», «шахматный порядок», «колонна», «шеренга», «полукруг».

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеодисков «Ритмическая мозаика» автор А.И.Буренина, а также «Ку-ко-ша», авторы Е.Кутузова, С.Коваленко, И.Шарифуллина. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т.д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечер досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. У родителей появляется представление о том, чем занимаются дети в течение дня, как увлеченно играют на прогулке, в игровых уголках группы, в совместной с педагогом деятельности рисуют, лепят из пластилина, конструируют, танцуют и поют. Консультации для родителей тоже можно разнообразить с помощью красочных презентаций.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые информационно-коммуникативные технологии помогают осуществить самые разнообразные запросы педагогов, позволяют повысить эффективность образовательного процесса.






map