Методическая разработка Урок по литературному чтению в 3-м классеМЮЛермонтовОсень



МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная школа-детский сад»

Урок по чтению в 3-м классе (1–4) . Урок-исследование по теме: М.Ю.Лермонтов «Осень»

Выполнила:

учитель начальных классов

Гусельникова В.И.

2012 год.

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма урока: урок- исследование.

Цели урока:

Обучающие:  видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;

Развивающие: совершенствовать речь, технику чтения, умение высказывать свои мысли;

Воспитывающие: прививать любовь к русской поэзии, самостоятельность в работе с текстом, внимание, любовь к окружающему миру.

Оборудование:

учебник “Родная речь” (М.В. Голованова и др.);

карточки для коллективной работы;

романс на стихи М.Ю. Лермонтова;

видеозапись о жизни поэта;

листочки на магнитах, фломастеры.

Структура урока:

1. Организационный момент — 1 мин.

2. Проверка домашнего задания — 7 мин.

3. Всесторонняя проверка знаний — 7мин.

4. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала — 3мин.

5. Усвоение новых знаний -7мин.

6. Первичная проверка понимания — 5мин.

7. Закрепление новых знаний — 5 мин.

8. Подведение итогов урока — 3 мин.

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания — 2 мин.

 Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.

( М.Ю.Лермонтов.)

Ход урока:

I. Организационный момент

Ребята, я заметила, что вы рассматривали выставку книг, рисунки на доске. А интересно вам, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

(Ответы детей.) Тогда подравняйтесь, посмотрите, всё ли у вас на партах лежит аккуратно? Садитесь.

II. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока: М.Ю. Лермонтов “Осень”.

Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Ю. Лермонтова (читаю слова на доске), отсюда

Цели урока:

почувствовать и понять созвучие слов “живых”, образный язык поэтического произведения;

учиться высказывать свои мысли и чувства по прочитанному произведению;

развивать технику выразительного чтения..

III. Вступительное слова учителя

Изучая творчество М.Ю. Лермонтова, мы с вами познакомились с некоторыми страницами его жизни. Напомню вам, что родился поэт в 1814 году, 15 октября (по новому стилю). Всего 12 дней тому назад ему исполнилось бы 190 лет. Прожил он недолгую, трагическую жизнь, всего 27 лет, погибнув на дуэли. Но он успел написать много замечательных стихов, поэм и даже роман. Посмотрите, я приготовила выставку книг с его произведениями. Со многими из них вы будете знакомиться в старших классах. А знаете ли вы, что М.Ю. Лермонтов сам иллюстрировал свои произведения (на доске рис.), здесь вы видите лишь некоторые рисунки поэта к своим работам, а вот это автопортрет Лермонтова. А сейчас я хочу показать вам отрывок из фильма “Молитва странника”, где вы увидите, как изображали художники поэта.

(Смотрим отрывок видеофильма).

В своих произведениях Лермонтов отражал одиночество, любовь к Родине, к природе. Картины природы оживали в его воображении и становились волшебными. Но образы природы всегда говорят нам о судьбе человека, о его стремлениях, страданиях. Сейчас я предлагаю послушать стихи, которые приготовили ребята.

(Читают отрывки из стихотворений).

IV. Проверка домашнего задания

Учитель: — Спасибо! Скажите, ребята, что свойственно поэтическому языку? (Ответ детей.)

Правильно, поэтическому языку свойственны: четкий ритм, рифма, чувства автора.

А сейчас откройте, пожалуйста, стр. 124 учебника. Давайте проследим, в каких строфах мы чувствуем четкий ритм, и как эти строфы называются? (Читают.)

Сколько строф в этом стихотворении? Как называются такие строфы? (Четверостишие.)

Ребята, а что называется рифмой?

(Рифма – это созвучие последних слов в строке)

Прочитаем стихотворение “Горные вершины” и определим, какую рифму использует автор.

Дети: (Используется перекрестная рифма.)

Учитель: Докажите это.

Дети: (Приводят рифмующиеся строки.)

А какую рифму вы знаете ещё? (Парную.)

V. Всесторонняя проверка знаний

Учитель: Молодцы, а какие языковые средства помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении?

Дети: (Поэту помогают выразить свои чувства эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.)

Учитель: (Обращает внимание на доску, где помещены таблички с названиями языковых средств.)

— Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить проблему, но для этого мы должны стать на некоторое время поэтами. Согласны?

Дети: — Да!

Учитель: Тогда за дело. В карточках, которые лежат у вас на парте, “исчезли” слова – языковые средства, из домашних стихов М.Ю. Лермонтова. Постарайтесь восстановить их, определить, какие это языковые средства.

Дети: (Дети работают в группах, по окончании объясняют, какие слова пропущены, какими языковыми средствами они являются).

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, смогли “вернуть” слова на свои места.

(Физ. минутка)

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель: А сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением  Михаила Юрьевича, называется оно “Осень”. Закройте глазки,

и пока я буду читать, постарайтесь представить картину, рисующую поэтом. (Читают стихи и высказываются, что представили.)

1. Лексическая работа.

Ребята, в стихотворении “Осень” мне встретились непонятные слова, помогите понять их значение.

(На доске слова: в бору – в хвойном лесу;

поникши – опустились, пригнулись, приуныли;

мрачную – тёмную (безрадостную, печальную);

отважный – смелый, храбрый;

поневоле – вопреки его желанию (независимо от его желания).

2. Работа с текстом.

— Прочитайте теперь это стихотворение вполголоса.

— Сейчас скороговоркой.

Давайте теперь прочитаем его друг другу.

Прочитаем выразительно вслух.

VII. Усвоение новых знаний

Вопросы:

— О чем хотел рассказать поэт в этом стихотворении?

— Какие строки говорят вам об осени?

(Читают.)

— Почему поэт называет зелень “мрачной”?

— Прочтите строки, говорящие о поведении животных.

(Читают.)

— Как вы их понимаете?

— О каком же периоде осени идёт речь? О ранней или уже, о поздней осени идет речь.?

(Ответы.)

Учитель: Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора?

(Печально.)

Дети: (Читают спокойно, стараясь передать печаль).

Физкультминутка (прогулка по осеннему лесу)

VIII. Первичная проверка понимания изученного

Вот мы и прогулялись по осеннему лесу, немного “пошалили”.

Какое время года у нас сейчас? Что об этом говорит нам прогулка по осеннему лесу?

Какие краски присущи осени?

Надеюсь вы почувствовали созвучие строк Михаила Юрьевича с нашей природой?

Стихи М.Ю. Лермонтова наполнены удивительными красками, они мелодичны, и не зря многие композиторы писали на них музыку. Некоторые стихотворения стали песнями, романсами.

Давайте сейчас окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на стихи Лермонтова, раскрасим листочки, лежащие у вас на столах, в любимые цвета поэта, под звуки романса на стихотворение М.Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

(Звучит романс, дети рисуют, закончив, вешают листочки на доску.)

1Х. Закрепление новых знаний

Видите, какая яркая палитра красок, какая чудесная лермонтовская осень заглянула к нам в класс. Нет нигде такой прекрасной осени, как в России. Возьмите, пожалуйста, памятки в руки, откройте их, я прошу продолжить фразу “Читая стихи Лермонтова, чувствую……”.

(По окончании работы заслушиваем несколько учащихся)

Спасибо. Вижу, что вы прочувствовали поэтический язык автора, пронизанный любовью к Родине, природе. Пусть эти памятки будут напоминанием о творчестве Лермонтова М.Ю. Любите, охраняйте окружающий мир, трепетно относитесь друг к другу, и тогда чувство одиночества, которое испытывал Михаил Юрьевич, никогда не коснётся вас. изучайте, сохраняйте всё ценное, приумножайте богатства, тогда мир будет прекраснее.

Х. Итог урока

Сможете поделиться своими чувствами о прочитанном со своими родными?

Спасибо за работу на уроке.

Х1. Инструкция по выполнению домашнего задания

Запишите задание на дом:

Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова со страниц 124-125. У кого возникнет желание, сделайте к нему рисунок.




map