Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме Долг и совесть



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Методическая разработка урока

для учащихся 4 класса

по теме «Долг и Совесть»

учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Составитель: Ермилова

                                                                          Оксана Валентиновна,

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          МБОУ «СОШ №8»

                                                                          г. Ханты-Мансийска

г. Ханты-Мансийск

                                           2012-2013уч.год

Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Оборудование:

учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева

презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.

2. Повторение.

-О чем вели речь на предыдущем уроке? ( О долге и совести) /слайд 1/

-Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/

-В каких случаях мы используем слово долг?

(денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/

-В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/

-Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу?

(Этот поступок признают плохим)

-Как поступают чаще всего с таким человеком?

(От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)

-В таком случае, что появляется у человека?

(Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/

— Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

— Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

— Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

3. Открытие новых знаний.

а) Работа с понятием “Совесть”. /слайд 4/

-Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.

Что такое совесть?

— Мама, что такое совесть?- Совесть, дочка, — это повестьПро хорошие дела –Жизнь их нам с тобой дала.Кто по совести живёт –Никого не подведёт.Совесть – клад души твоей,Яркий лучик света в ней.Это путеводный свет.Он спасёт тебя от бед.Он в тебе всегда горит,Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

-А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.

-Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/

-Сравните эти понятия. (долг и совесть)

б) Ответ на вопрос урока.

-Легко ли поступать по совести?

-Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Почему?

Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/

-Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

-Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?

-Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.

-Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)

-Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

-Игра «СООТВЕТСТВИЕ» /слайд 9/

— А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/

— Какие важные дела совершает совесть?

 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

 2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.

-Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/

-Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/

4. Рефлексия.

-Урок подходит к концу.

— Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:

Теперь я знаю … .

Теперь я умею … .

Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/

5. Домашнее задание.

С.23

6. Итог. /слайд 14/

-На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,Нас порою обличает совесть.Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок:Слышит он души упрек немой,Совершив проступок или промах -Сразу же теряет свой покой. А другой — уже тот глас не слышит(Он любое зло себе прощал):Что бы ни случилось, ровно дышитЧеловек, что совесть потерял. Знаем, что она — бывает чистой;А еще способна укорять;И в делах раскаяться и в мыслях(даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом БожьимСовесть, чтоб могли свой видеть путь:Можно — жить по совести, а можно -Навсегда дать совести уснуть.

Яна Кузовлева

-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …

/слайд 15/

-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/






map