Методическая разработка урока естествознания Краски осени



Урок естествознания по теме: «Краски осени».

УМК «Гармония». 1 класс.

План урока.

Цели: 1. Знакомство с разнообразием листьев, идентификация листьев и деревьев, знакомство с тёплыми красками осени и разными изменениями в листьях хвойных и лиственных пород деревьев в осенний период.

2. Развивать воображение и фантазию, творческие способности.

3. Воспитывать эстетические чувства, чувства восхищения красотой природы,

бережное отношение к растениям.

К уроку: 1. Фонохрестоматия. Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь».

2. Листья, семена, сухие плоды и т.п.

1. Сообщение темы урока.

— Какие времена года вы знаете?

— Русский композитор Пётр Ильич Чайковский каждое время года изобразил с помощью музыки. Послушайте пьесу. Какому времени года она посвящена и, что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?

— Почему?

— Сегодня мы поговорим о красоте осенней природы.

2. Игра «Установи порядок».

— А какие осенние месяцы вы знаете?

(На доске названия осенних месяцев не в порядке следования).

— Установи порядок следования осенних месяцев.

— Какой месяц открывает осень? Выпишите цифру, соответствующую названию месяца.

— Какой месяц следующий?

— Назови последний осенний месяц.

3. Проверка домашнего задания.

— Для каждого осеннего месяца характерны свои изменения в природе. Для какого осеннего месяца характерно явление, о котором говорится в загадке:

«Осины смотрят удивлённо:

Маляра и краски нет…

Кто ж окрасил их, зелёных,

В красный цвет?» (Осень. Сентябрь.)

— В какие цвета окрашивает осень листья деревьев?

— Вспомните, какие деревья и кустарники вокруг школы осень окрасила в свои цвета и «просигнализируйте» мне: берёза, клён, шиповник, тополь, рябина, снежноягодник.

4. Составление ковра из осенних листьев.

— Ни в одном сезоне нет столько тёплых красок в природе, как осенней порой. Каждый листик прекрасен и неповторим. Осень подарила нам ковёр из осенних листьев. Придумаем ему название. (Листвы прощальная краса).

— Почему «прощальная»?

— С каких деревьев осень взяла листья для ковра?

— Чем же красива осень? (Разнообразием окраски листьев).

5. Физ. минутка.

6. Игра «Одень дерево». Ознакомление с видом хвойных деревьев зимой.

— Почему лиственные деревья смогли подарить ёлочке свои красивые листья?

— Какое же явление характерно для осени7 (Изменение окраски листьев).

— А какие деревья осень обходит стороной? Ответ найдите в стихотворении:

«Осень смирилась с хвойной стеной:

Красить не будет ни сосен, ни ёлок…

Осень обходит их стороной,

Осень боится острых иголок!» (В. Мусатов)

— Как понимаете слова «обходит стороной»?

— Ребята, а давайте поможем ёлочке принарядиться?

— А что значит «принарядиться»?

— Откроем учебник-тетрадь на с.35. Нам нужно прочитать название сказки и заменить рисунки словами.

— Назовите деревья, которые вы узнали.

— Что такое «кафтан»? (Старинное мужское платье с длинными полами).

— Прочитайте начало сказки. Как её можно продолжить? Продолжите.

— Какого цвета листья подарила берёза? Осина? Клён?

— А ещё у какого дерева осень окрашивает листья в красный цвет? (Рябина).

— Почему деревья меняют окраску листьев?

— Какие ещё деревья подарили ёлочке свои нарядные листья? (Дуб, тополь).

— Разукрасить красками осени: 1 гр. – листья клёна; 2 гр. – листья берёзы; 3 гр. – листья дуба и рябины.

— Какими красками нас радует осень?

-Домашнее задание – дорисовать. Тетрадь закрыть.

7. Физ. минутка.

8. Игра «Одень дерево».

— Какое ещё явление характерно для осени? (Листопад).

— Как понимаете значение этого слова?

— Кому удавалось наблюдать листопад в парке или саду?

— Начался ли в природе листопад?

— А почему листья с деревьев опадают? (Ответ ученика: Почему осенней порой с деревьев опадают листья? Дело в том, что деревья таким образом защищаются от недостатка влаги. Воду растение всасывает из почвы с помощью корней, а листья отдают её своей поверхностью. Для того, чтобы зимой сохранить влагу, деревья и сбрасывают листья.)

— Какие же явления характерны для осени?

— Ребята, а как вы думаете, можно ли продлить очарование осенней листвы? (Осенний букет, композиция из засушенных листьев, панно… Панно – 1. Гладкая или с живописными, скульптурными изображениями поверхность на стене, полке, обрамлённая орнаментом. 2. Картина на холсте, постоянно занимающая какой-нибудь участок стены.)

— Давайте вернём дереву его красу – осенние листья. (Выдаются папки с силуэтами деревьев).

— Возьмите лист, определите с какого дерева он слетел, прикрепите к силуэту дерева подходящий лист: 1 гр. – силуэт берёзы; 2 гр. – силуэт дуба; 3 гр. – силуэт рябины. (Работа в группах).

— По каким признакам определили дерево? (По стволу, плодам).

— У кого лист берёзы (дуба, рябины)? Прикрепите к силуэту дерева.

9. Итог.

— О чём же мы сегодня говорили?

— Сможем ли мы по-прежнему любоваться красотой осенней природы?

— Мы должны с нею попрощаться. Этот урок – наше прощание с красотой осенней природы:

«Люблю, когда горят румянцем

Тихи, задумчивы леса.

Звенит, кружась в осеннем танце,

Листвы листвы прощальная краса».






map