Методическая разработка урока естествознания Тайны грибного царства



Урок естествознания по теме «Тайны грибного царства».

УМК «Гармония». 1 класс.

План урока.

Цели: 1. Знакомство с царством грибов.

2. Выделение групп съедобных и не съедобных грибов.

3. Знакомство со строением гриба для правильного сбора.

4. Воспитание бережного отношения к природе, развитие воображения, логического мышления.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

— О чём загадка:

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы». (Гриб).

— К какой части природы относятся грибы? Докажите.

— Зачем нужны грибы?

— Разновидностей грибов очень много. Но у всех есть свои секреты. Сегодня мы отправимся в царство грибов и попробуем раскрыть некоторые из этих тайн.

— А какие грибы вы знаете?

— Вот и давайте соберём их в нашу корзинку, но для этого нужно сначала узнать гриб по его свойствам.

3. Игра «Угадай гриб» (по группам).

Задание: 1. Прочитать описание гриба. (Смотри «Приложение»).

2. Выбрать правильно гриб из данного количества грибов. Доказать выбор.

3. Съедобный гриб положить в корзинку.

(По ходу работы выясняется лексическое значение названий грибов).

— По каким свойствам узнавали гриб?

— Какие грибы будем брать с собой?

— Что из них можно приготовить?

— Какие грибы оставим в лесу? Почему?

Итог. – Какие две группы грибов встретились в царстве?

4. Физ. минутка.

«Ваня шёл, шёл, шёл –

Подберёзовик нашёл.

Дима шёл, шёл, шёл –

И лисичку нашёл.

Оля шла, шла, шла –

Сыроежку нашла.

Раз грибок, два грибок – положили в кузовок».

5. Строение гриба. Игра «Собери гриб» (по группам).

— Ребята, пока мы несли грибы по домам, они поломались: шляпки и ножки перемешались. Давайте соберём гриб из частей. (На столах папки с частями различных грибов. Дети собирают заданный гриб).

— Сколько частей взяли для гриба? Какие?

— А теперь найдём название этих частей в стихотворении на стр. 52, задание 2.

— Впишем части гриба в схему.

— Что такое грибница? (Сообщение учащегося).

— Сам гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей- грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.

— Какое значение имеет грибница?

— Как правильно собирать грибы? (Сообщение учащегося).

Итог. – Грибы являются частью живой природы, поэтому к ним необходимо бережное отношение.

6. Грибы-невидимки.

— А что общего у грибов, про которые мы говорили?

— Все эти грибы – шляпочные, у них есть плодовые тела, но есть и другие грибы. (Сообщение учащегося).

— Грибы – не только то, что растёт в лесу под ёлкой или на поляне и, что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба – гриб. Твёрдые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берёз – и это грибы. Белый налёт на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины – тоже грибы. И всем известные дрожжи – грибы.

Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете.

Дрожжевые, кефирные, плесневые виды грибов человек использует в приготовлении продуктов питания и медицине. (Показ выращенных грибов).

7. Итог.

— Какие тайны грибного царства приоткрыли?

— К какой части природы относятся грибы?

— Какое значение имеют грибы для человека и природы?

Приложение.

Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь её. Может потому и получил гриб своё название.

В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом.

Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай – он лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд.

Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко.

Этот гриб можно встретить не только под берёзой. Но чаще всего он растёт именно под этим деревом.

У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые. А название – одно.

Этот гриб названием похож на животное; обычно не растёт один, а старается быть рядом с сестричками. Эти грибы лучше жарить.

Красной шапочкой грибок

Приподнял с земли листок.

Под дрожащими осинами

Притаился … .




map