Методическая разработка урока литературного чтения в современной начальной школе в свет



Статья «Уроки литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОС» Козловой Екатерины Ивановны, учителя нач. классов ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе (УМК «Школа 2100»)

Тема урока: Бальмонт К.Д. «Снежинка»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: читательское освоение обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации

Задачи урока:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и одноклассников

Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами, передавая личное восприятие текста, своих переживаний и представлений

Размышлять о характере и поступках героев, формулировать идею произведения

Умение определять жанр произведения, его художественные особенности. учиться эмоционально переживать текст, выражать свои эмоции

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Учиться высказывать своё предположение, разгадывать, толковать, извлекать тайное, оставшееся за строками .

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Учиться работать в паре

Учиться эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей (автора), сочувствовать, сопереживать

Высказывать свое отношение к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор).

Содержание произведения:

БАЛЬМОНТ

Константин Дмитриевич

 

 СНЕЖИНКА

 

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

 

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

 

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

 

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром воющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

ХОД УРОКА

1. Вступительная беседа.

Загадка:

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки! (Зима)

— Какие литературные произведения вам вспомнились при упоминании зимы?

— Отгадайте, чьи это строки?

1) Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает..

Стозвоном сосняка…/Есенин/

2)Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она./А. Пушкин/

3)Вот моя деревня

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой../ И.Суриков/

4)Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. / Н.Некрасов/

5) Чародейкою зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною,  немою чудной жизнью он блестит…/Ф.И.Тютчев/

6) Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула. /? /

— С автором этих загадочных строк мы сегодня на уроке познакомимся. Ребята, возможно, кто-то из вас уже читал стихи этого поэта? Что вы знаете о нем?

Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В пять лет он научился читать, а в девять лет мальчик начал писать стихи. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. «Ты почувствуешь, как я всегда люблю Россию и как мысль о нашей природе владеет мною. <…> Одно слово „брусника“ или „донник“ вызывает в моей душе такое волнение, что одного слова достаточно, чтоб из задрожавшего сердца вырвались стихи», — писал поэт 19 августа 1925 года дочери Нине Бруни, посылая ей новые стихотворения.. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте. И сегодня мы с вами в этом убедимся.

Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как они между собой связаны? ( будем читать о снежинке)

2.Определение цели урока и постановка задач учащимися с помощью учителя

— Кто сможет сформулировать цель урока? (Понять, что хотел сказать нам автор, какими эмоциями, каким настроение хотел поделиться Константин Дмитриевич Бальмонт; определить идею произведения)

— Совместно составим план работы на уроке:

научиться…

развивать умение…

размышлять…

высказывать…

понимать…

общаться…

3. Работа над стихотворением.

3.1. Чтение стихотворения учителем (можно под соответствующую тихую музыку)

— Я прочитаю это стихотворение, а вам предлагаю после прослушивания поделиться впечатлением, которое произведет на вас это произведение, настроением (лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое …)

3.2. Повторное чтение детьми.

Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь представить картины, описанные автором, вчитайтесь, чтобы вместе затем поразмышлять, воссоздать в своем воображении те образы, которые воссоздал поэт с помощью слова и художественных средств (дети читают)

3.3. Филологическое ( «медленное») чтение, осмысление содержания стихотворения, составление системы образов, работа над выразительностью чтения

— Какие картины представили? (падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки)

— Как вы считаете, какие чувства испытывает поэт, описывая снежинку? (Восторг, грусть, нежность, восхищение). Да, он восторгается ею. А как автор указывает на то, что он действительно восторгается снежинкой? ( Стихотворение начинается и заканчивается восклицательным предложением, передающим восторг; тут же для усиления эмоций Константин Дмитриевич использует еще один прием – повтор).

— Зачитаем эти строфы и сами попробуем передать этот восторг.

— Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая)

— Какие эпитеты использовал автор еще? (белая, чистая, смелая, умелая, сохранно -белая). Что у человека может быть белым , чистым? (Внешний вид, душа, совесть). Что помогают описать и ярко нам представить эти эпитеты? (Внешний вид и характер). Если у снежинки есть характер, то какая она? (Живая, настоящая). Как называется литературный прием, когда неживые предметы сравниваются с живыми? (Прием олицетворения). Да, снежинка живая, она находится в движении, она смелая. Почему она смелая, попытаемся разобраться, читая следующие строфы.

2 строфа.

— Какие слова одушевляют снежинку? ( олицетворения – просится, проносится). Объясните значение слова» проносится» (двигается очень быстро – стремительно); «просится « (Она стремится по собственной воле)

— Что значит «бурная дорога»? (трудная, опасная). Подберите синоним к слову «дорога» (Путь). Жизненный путь, жизненная дорога, значит, жизнь у снежинки бурная, трудная, опасная. Удается ли «героине» преодолевать трудности? Какие слова убеждают нас в этом? (Дорогой бурною легко проносится, она смелая). Откуда держит путь наша снежинка?

3 строфа.

— Что такое лазурь? Какой она имеет цвет? (Небо, голубой). Куда она стремится?( На землю). Что для нее земля? (Неизведанная страна). Зачитайте слова, из которых мы узнаем, что снежинка отправилась в неизвестную страну (… в безвестную страну…). Как вы думаете, почему Константин Бальмонт использовал слово «низринула»? Как вы его понимаете? ( От слова « низко»; а, возможно, от слова « незримо» — темно). Глагол «низринуть» удачно выбран автором (в сравнении с глаголами «спускаться», «лететь»), т.к. привносит в описываемую поэтом картину тревогу , неизвестность, опасность, риск). Какие звуки передают это? (Лазурь чудесную она покинула, себя в безвестную страну низринула). Такой специальный подбор гласных звуков для более точного изображения художественного образа , определенной картины называется в литературе – ассонанс. Как вы думаете, снежинка переживает, отправляясь в неизвестность? С какой интонацией следует произносить эти строки? (С беспокойством за нее, переживанием).

4 строфа.

— Какая картина рисуется в вашем воображении? ( Движется снежинка легко, скользит вниз, умело преодолевая опасности, когда рядом другие снежинки тают, превращаются в хлопья; наша же снежинка остается «сохранно-белой»). На этом трудном жизненном пути есть ли у нашей героини помощник? Перечитаем следующие две строфы.

5 и 6 строфы.

— Кто же он? (Ветер; и хотя под ветром снежинка дрожит, взметается, он ее любит, лелеет, качает, утешает, развлекает и закаляет в бешеном кружении с метелями). Какой художественный прием талантливо использует поэт, чтобы помочь нам услышать шум ветра и лучше представить картину общения ветра со снежинкой (аллитерация, или звукопись:[ в, щ, ш х, ж, др, з, ч] и другие). Прочитайте эти строчки, выделяя голосом соответствующие звуки. Как и почему надо читать эти строфы? (Движения становятся более резкими, неровными, их направление изменяются то вверх, то вниз – это надо показать интонационно при чтении)

7 строфа.

— Но вот дорога подошла к концу, и на Землю спустилась, невредимая прекрасная снежинка. Для поэта – она не простая снежинка, а нечто большее — «звезда кристальная». С помощью какого художественного средства автору удалось убедить нас в этом? (метафора – скрытое сравнение. автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше). Почему Константин Бальмонт использует глагол «касается»( показать нежность и величественность, безболезненность приземления, отсутствие травматизма, удовлетворенность пройденным жизненным путем…). Перечитаем строфу, передавая сказанное с помощью интонации.

Физкультминутка

— Смелая снежинка приземлилась, пора и нам отдохнуть ( Офтальмологическая музыкальная физкультминутка с танцующей стилизованной снежинкой – презентация).

3.4.. Осмысление идеи произведения

— К. Бальмонт создал образ снежинки, которой он восхищается, любуется ; образ любящего, заботливого, сильного ветра. Попробуем предположить, о ком или о чем думал поэт, создавая эти образы? Белая, нежная, чистая, смелая снежинка – любимая девушка, невеста в подвенечном наряде, которая, не боясь трудностей, пускается в совместный неизведанный жизненный путь с небогатым человеком нелегкой судьбы. Любящий, заботливый, надежный, активный и жизнедеятельный ветер, спутниками которого часто являются метели, – сам поэт, встретивший на своем бурном жизненном пути прекрасную спутницу. Вместе они радуются жизни, вместе им веселее жить, легче преодолевать житейские невзгоды. В этом и заключается главная мысль стихотворения – идея.

3.5. Подготовка партитуры к выразительному чтению, репетиция в выразительном чтении. Работа в парах. Проверка ( логическое ударение, логические паузы, ритм, настроение…)

3.6. Выразительное чтение стихотворения

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Ребятам так сказал поэт:

«Я вам хочу открыть секрет.

Не каждый взрослый знает это:

Есть у стихов свои секреты».

«А что стихи таят в секрете?» –

Спросили у поэта дети.

Но на такой вопрос поэт

Не захотел давать ответ.

Тогда опять спросили дети:

«Как открывать секреты эти?»

И он ответил:

«Чем смогу, я вам охотно помогу».

— Поделитесь своим мнением, нужно ли специально учиться понимать стихи?

— Как вы считаете, удалось ли нам раскрыть секреты этого чудесного стихотворения, и как помог нам в этом удивительный талантливый русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт? Что вы о нем узнали?

— Удалось ли нам достичь цели, поставленной в начале урока? Как удалось решить поставленные задачи:

научиться…

развивать умение…

размышлять…

высказывать…

понимать…

общаться …

— Что особенно понравилось вам на уроке, затронуло ваши чувства, эмоции, переживания?

5. Домашнее задание:

выучить стихотворение наизусть;

читать выразительно, понимая автора, представляя себе картину, которую он видел и передает нам, читателям, в тексте, и разделяя его отношение к тому, что он изображает, его чувства;

( по желанию) представившуюся в вашем воображении, во внутреннем видении картину попытайтесь изобразить красками с помощью изобразительных средств, нарисовать.

16 апреля 2013 года






map