Методическая разработка урока математики 4 класс Тема Единицы длины и площади



Визитная карточка урока

Образовательная система «Гармония»

Учитель начальных классов Глотова И.Б.

Урок математики

Тема: Единицы длины и площади

Тип урока: Закрепление изученного материала

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Личностные УУД

Формирование положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, оценивание результатов деятельности товарищей, умение считаться с мнением других.

Регулятивные УУД

Формирование умения находить тему и формирование цели урока, умение ставить учебную задачу. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность учебного материала.

Познавательные УУД

Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Овладение способом творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и слышать учителя, учеников, вступать в диалог, умение работать в парах, умение договариваться, осуществлять взаимоконтроль.

Задачи урока:

Закрепить знания учащихся о единицах длины и площади

Совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметра

Совершенствовать вычислительные навыки

Способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать; поддерживать интерес к предмету.

Прививать детям любовь и уважение к родной природе, к Родине, к её историческому прошлому, русской культуре

Формировать у учащихся навыки делового сотрудничества.

Межпредметные связи:

Литературное чтение П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

Окружающий мир «Жизнь в океане»

Ход урока

Организационный момент

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь

Для победы важную закалку

Учатся с тобой ученики

Развивать и волю, и смекалку.

А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик.

Актуализация необходимых знаний

Все готовы отправиться в путь в замечательную страну Математика. А сопровождать нас в пути будет сказочный герой. Кто же он?

Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку – конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Кому знакома эта сказка? Как она называется и кто её автор?

(Пётр Павлович Ершов написал сказку «Конёк-горбунок»)

На доске рисунок, отрывок из сказки.

Ребята, а как вы думаете, почему на урок математики я взяла этот отрывок? (Встретились старинные русские меры длины: три вершка, с аршинными ушами)

А что значит аршин, вершок, чему соответствуют эти меры длины? Истинны или ложны эти соотношения? ( На доске помещаю табличку аршин 4,5см, вершок 71см) А что нужно изменить? (Аршин – старинная русская мера длины равная 71см. Вершок – это 4,5см, слово вершок происходит от слова верх) Слайд 1

Какого роста был Конёк-Горбунок в современных мерах длины?

4,5Х 3=13,5см

А уши его были каковы? (71см) Какие ещё старинные меры длины вы знаете?

Верста 1км 100м

Миля 7,5км

Пядь 18 см

Ладонь, локоть, дюйм, фут Слайд 2

Почему было сложно вспомнить эти названия? (Устаревшие, архаизмы)

А какими единицами измерения длины мы пользуемся сейчас? Назовите их в порядке возрастания. (мм, см, дм, м, км)

А я знаю ещё об одной единице измерения – грамм. Где в нашем ряду будет она стоять ? А что это за единица измерения? (Массы)

Слайд 3

Можно измерять шагами

Можно измерять локтями

И линейкою, и веткой, сантиметром и рулеткой.

Шаг муравьишки – миллиметр,

Шаг у людей примерно метр.

А если великаном стать

то можно километрами шагать.

Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Будем повторять единицы длины.)

Зная единицы длины, что мы умеем ещё вычислять? ( Периметр и площадь) А задачи на нахождение периметра и площади умеем решать?

А примеры?

Умеем сравнивать величины?

А сопоставлять единицы измерения?

Вот сегодня наша задача рассмотреть насколько хорошо мы овладели этими умениями.

А зачем нам нужны эти знания? Разве пригодятся они нам в повседневной жизни? (В повседневной жизни – правильно чертить отрезки, измерять длину предметов, отправляясь в путь, нам нужно знать расстояние, интересно определить площадь своего дачного участка).

Вот какие задачи поставил перед нами сегодня Конёк Горбунок. Справимся? Тогда отправляемся в путь!

Организация познавательной деятельности

Работа с учебником (стр.95, задание 295)

Подумайте и догадайтесь, какими единицами пользовались при измерении, работаем в учебнике. Примените свои знания и наблюдения.

Проверка.

Перед нами стояла задача уметь сопоставлять и это мы выполнили. Этому мы научились. ( учащийся отмечает красным маркером в задачах, поставленных Коньком – Горбунком)

На партах у вас лежат карточки. Работаем в парах. Догадайтесь, какое задание ставит перед вами Конёк – Горбунок? (определи «лишнюю» величину)

3080см 12070м 2070м !

5407км 38004см 207000см

4078кг 4507см 20700дм

6027дм 54704км 2070дм

Что объединяет все эти величины? (это единицы длины)

Какая величина является лишней в первом столбике? (кг)

Что это за величина? (единица массы)

А во втором? (см)

А это что за величина? (Единица площади)

Какой значок вы видите около третьего столбика? (звёздочку) О чём вам напоминает этот значок? (это задание повышенного уровня).

Кто догадался, что необходимо сделать, чтобы найти «лишнюю» величину в третьем столбике? (нужно все величины выразить в одних единицах)

В каких единицах? (в сантиметрах)

Составьте свой алгоритм действий (удобнее все величины третьего столбика перевести в сантиметры).

На свободных строках выполните задание и вычеркните лишнюю величину в столбике. Проверка:

2070м=207000см

20700дм=207000см

2070дм=20700см

Лишняя величина – 2070дм

Итак, мы научились соотносить единицы измерения, сравнивать, выявлять лишнее. Молодцы! Отметка маркером.

Конёк – Горбунок, сколько ты нам интересных заданий дал, но ребята уже подустали и им пора передохнуть.

Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись

Как пружинки мы присели

А потом тихонько сели.

Что же мне говорит Конёк – Горбунок? А он приготовил для нас отрывок из сказки. (Ученик достаёт из сумочки письмо, читает)

Вот въезжают на поляну

Прямо к морю – окияну

Поперёк его лежит

Чудо – юдо рыба-кит!

Слайд 4

Так выглядит сказочный кит.

Слайд 5

А кто узнал это животное?( Ответы детей)

А это синий кит, который встречается в природе на Земле. На уроке окружающего мира мы говорили об этом животном. Что вы можете вспомнить о нём? ( Кит – это самое крупное по массе и по длине животное за последние 90 млн. лет. Занесён в Красную книгу, как «находящийся на грани исчезновения»)

Судьба нашей планеты и её обитателей в руках человека. От нас с вами зависит, чтобы наша страна, земля, наш дом, город были чистыми, красивыми, богатыми.

Предлагаю вам задание. Как вы думаете, какое? Кто догадался? Слайд 6

Составить задачу по схеме и рисунку. О каких животных будет составлена ваша задача? ( учащиеся проговаривают задачу)

В тетрадях записать только решение и ответ. Ученик решает у доски.

Что известно?

Что необходимо узнать?

Как будем узнавать неизвестное?

На доске: 33-3=30(м)

Ответ: на 30 метров кит длиннее тюленя (тюлень меньше кита)

Слайд 7

А эту задачу решите самостоятельно.

33:3=11(раз)

Ответ: в 11раз кит длиннее тюленя (тюлень меньше кита)

Взаимопроверка решения.

Кто решил задачу правильно, просигнальте зелёным цветом светофора.

Итак, а какое же умение мы сейчас показали? Молодцы! Отметка маркером

Практическая работа

Много поручений пришлось выполнить верному Коньку – Горбунку, чтобы помочь Ивану. А теперь и мы должны ему помочь. Он получил сложное задание и ему трудно справиться с ним, но он уверен, что у вас всё получится. У вас на партах лежат геометрические фигуры.

Что это за фигуры? (треугольники)

Сколько их? (4).

Вам нужно из треугольников сложить квадрат и найти его площадь и периметр.

Давайте определим алгоритм наших действий. Ну вот! Конёк –Горбунок заволновался и рассыпал действия алгоритма. Давайте поможем его собрать. Что будем делать вначале? (алгоритм поочерёдно помещают на доску)

Составим квадрат (что такое квадрат? – это четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны)

Измерим длину квадрата (что вы можете сказать о ширине квадрата? Они одинаковы)

Найдём площадь. ( Как находим площадь? В каких единицах записываем результат?)

Найдём периметр (Что такое периметр? Как находим периметр квадрата? Удобнее: 8Х4=32см)

Запишем ответ.

Итак, что же мы вспомнили, выполнив это задание? (нахождение площади и периметра) отметка маркером

Молодцы! Справились с заданием!

Но Коньку – Горбунку очень интересно узнать, а все ли ребята вспомнили и повторили пройденный материал, все ли готовы к изучению нового?

У вас на карточках есть ещё одно задание . Но это задание вам предлагаю уже я. Будем пока всё держать в тайне от нашего гостя. Перед вами примеры и шифр. Решив правильно все примеры и расположив результаты в порядке уменьшения, у вас получится слово. Именно это мы и отправим Коньку – Горбунку.

Дополни каждую величину. Расположи результаты в порядке уменьшения

е

м

е

р

м

а

г

а

л

т

7

3

9

5

2

1

6

4

8

10

3мм+_мм=1см 9мм+_мм=1см

7мм+_мм=1см 4мм+_мм=1см

_см+1см=1дм 96см+_см=1м

5мм+_мм=1см _см+92см=1м

8см+_см=1дм 90см+_см=1м

Что же мы отправим сейчас Коньку – Горбунку? А составим мы её с помощью слов – помощников:

Подведение итогов. Рефлексия.

Закончите предложение, которое вам покажется наиболее привлекательным:

Слайд 8

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Замечательная получилась телеграмма. Молодцы!

Итак, ребята, по какой же теме мы сегодня с вами проводили исследование, что мы сопоставляли, сравнивали, вычисляли? (Единицы длины и площади)

Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? Когда возникли трудности?

Какую учебную задачу поставим на следующий урок математики? Изменилось ли настроение в конце урока? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик.

Слайд 9

Запишите домашнее задание, продолжите исследовать.

А ещё предлагаю для самых активных, любознательных, эрудированных творческое задание Слайд 10

7.Оценивание ребят.

Желаю дальнейших успехов. Перед трудностями не пасовать, продвигаться вперёд только семимильными шагами. Мои ученики – семи пядей во лбу!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map