Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме Доли УМК Школа России



Урок математики в 3 классе

по теме «Доли»

Цель: образовательный аспект

познакомить с понятием «доля» как одной из равных частей круга,

квадрата и т.п.; учить записывать и сравнивать доли;

развивающий аспект

развивать внимание, воображение, логическое мышление,

математическую речь;

воспитательный аспект

воспитывать чувство справедливости, товарищеской взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – игра.

Оборудование:

у учителя

видеомагнитофон, запись мультфильма, магнитная доска с долями,

изображение треугольников, разделенных на 3 части, изображение бревна,

горы, торт, ключ ответов к тесту;

у учащихся

плод киви (1 на парте), одноразовая тарелка, пластмассовый нож,

салфетки, тесты, фишки, круги-сигналы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

— Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

— Сегодня наш урок не совсем обычный, у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Молодцы, садитесь, пожалуйста.

— О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…

(Запись помещена на доске)

— Я не случайно начала урок со слов А.С.Пушкина. Мы сегодня сделаем для себя какое – то открытие, обязательно узнаем что– то новое. Но прежде небольшая разминка для ума.

2.Актуализация опорных знаний.

— Решим несколько задач.

Мышка зерна собирала,

По два зернышка таскала,

Принесла уж девять раз,

Каков мышкин стал запас? (18)

Три бельчонка маму – белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла,

Разделила на троих,

Сколько каждому из них? (3)

К трем зайчатам в час обеда

Прискакали два соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

Сколько съедено морковок? (35)

Пять зайчат сидят в углу,

Чистят репу на полу.

Сосчитали двадцать штук.

Как делить забыли вдруг.

Мамы с папой нет нигде.

Помогите им в беде.

Сколько репок достанется каждому? (4)

— Молодцы, ребята, а теперь рассмотрите числа в двух первых треугольниках и найдите закономерность.

18 3 7 3 40 8 ? 7 35 5

6 21 ? 42 ?

— Как связаны между собой числа? Подумайте, и вместо знаков вопроса вставьте нужные числа.

(Дети подходят по одному и вставляют числа, остальные проверяют

с помощью кругов – сигналов.)

— Ребята, а какое действие мы производили с числами? (Деление)

— А вы знаете, что деление это не только математическое действие. Посмотрите еще раз на треугольники. Что интересного заметили? (Треугольники разделены на три части.)

3.Сообщение темы урока.

(Создание проблемной ситуации)

— Действительно, деление мы выполняем еще и тогда, когда делим целый предмет на части. Ну, например, вот этот замечательный торт. Как его разделить, да еще так, чтобы никого не обидеть? Вот так задача.

— Ребята, а что значит никого не обидеть? (Это значит разделить поровну)

— Другими словами, мы будем делить торт на доли. И сегодня на уроке узнаем, что такое доля и как она образуется, научимся записывать и сравнивать доли.

( На доске открывается тема урока)

4.Работа над новым материалом.

— Ребята, сразу разделить торт на доли довольно тяжело, поэтому давайте начнем с более мелкого предмета. У вас на парте лежит очень известный фрукт. Как он называется? (Киви)

— Верно. Попробуйте разделить киви поровну между собой.

( Дети делят киви.)

— Покажите, как вы разделили. Хорошо, а как можно назвать каждую часть? (Половина.)

— А в математике каждую такую часть называют «доля». Вы получили 2 доли.

— А, по сколько частей досталось каждому из вас? (По 1 части.)

— Каждую из этих долей называют ½ и записывают так…

(Запись на доске и в тетрадях.)

— Число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, вот они 2 доли.

(Показ на магнитной доске.)

— Число над чертой показывает, сколько частей от целого взял каждый. Вот эту одну часть киви взял каждый из вас. Вот она ½ часть.

(Показ на магнитной доске.)

— Какую долю я сейчас показываю? (1/2)

— Молодцы, а сейчас давайте вспомним стихотворение «Мы делили апельсин».

Физминутка

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для зайчат,

А эта долька для бельчат…

(Дети выполняют движения.)

— На сколько же долей разделили звери апельсин? (На 4.)

— А кто мне скажет, как будет называться каждая доля? (1/4)

— А кто может записать ¼?

(Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях.)

— Что показывает число под чертой? (Разделили на 4 равные части.)

— Что показывает число над чертой? (Каждый взял одну часть.)

(Проверка ответов осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

— Молодцы, ребята. А как вы думаете, можно ли сравнивать доли?

(Дети высказывают предположения.)

— Давайте сравним ½ и ¼.

(Эта запись уже есть на доске и в тетрадях.)

— Если бы вы сравнивали просто числа 2 и 4, что бы вы о них сказали? (2 меньше, чем 4 или 4 больше, чем 2.)

— Почему? (2 в числовом ряду стоит раньше, чем 4.)

— Чтобы узнать, какая из этих долей больше, а какая меньше, мы отправимся на День рождения к одному сказочному герою. К какому? Сейчас узнаете.

(Включается фрагмент м/ф о Вини – Пухе.)

— Узнали сказку? Как она называется?

— Сегодня День рождения Пятачка. Он ждет гостей, но кто именно придет он точно не знает. Над чем же задумался Пятачок? Давайте понаблюдаем.

(Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку.)

Винни –Пух: Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни! Пух!

Пятачок: Спасибо Винни! Раз ты пришел, торт будем делить на 2 части, и тогда каждому из нас достанется ½ торта. (Записывает на доске.)

Кролик: Здравствуй Пятачок! Можно начинать праздник, я уже пришел! С Днем рождения!

Пятачок: Спасибо, но теперь торт придется делить на 3 части, и каждый получит 1/3 торта. (Записывает на доске.)

Сова: Многоуважаемый Пятачок, поздравляю тебя от всей души!

Пятачок: Спасибо. Делю торт на 4 части, каждому достанется ¼ торта. (Записывает на доске.)

(Во время сценки Пятачок обращается за помощью к ребятам, они с места ему помогают.)

— Ребята, так что же происходило с тортом по мере того, как приходили гости? (Доля уменьшалась.)

— Так какая же доля больше, а какая меньше?

( Дети сравнивают записанные на доске доли с объяснением и показом на магнитной доске. Проверка осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

— А теперь еще раз обратите внимание на числа под чертой. Кто попробует сделать вывод? (Чем больше число под чертой, тем меньше доля.)

— Давайте хором еще раз проговорим это правило.

— Ну что ж, я вижу вы устали. Давайте немного отдохнем.

Физминутка

Мы сейчас бревно распилим.

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Мы сейчас дрова расколем.

Колем, колем, колем, колем.

Раз-два, раз-два!

Будут на зиму дрова!

(Дети выполняют движения.)

— Ребята, представьте, что мы с вами распилили бревно (показывается бревно) на 3 равные части. Сколько распилов мы сделали? (2)

— А как называется каждая часть бревна? (1/3)

— А если распилим на 2 части, тогда как будет называться каждая часть? (1/2)

— Сравните 1/3 и 1/2 .

(Один человек работает за доской, остальные в тетрадях. Проверка осуществляется с помощью кругов – сигналов.)

-Молодцы. А сейчас я вам предлагаю выполнить очень интересное задание. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные доли. Могу вам подсказать, что сделать это можно разными способами.

( Дети самостоятельно работают в тетрадях, после чего два человека делят квадраты на доске.)

— Кто разделил первым способом, покажите сигналами. Кто разделил иначе?

— А теперь задание на выбор: заштрихуйте ¼ квадрата, а кто сможет заштрихуйте ½ квадрата.

( Дети самостоятельно работают в тетрадях, после чего два человека показывают на доске. Проверка сигналами.)

-Молодцы, хорошо справились с заданием.

5.Закрепление изученного.

— А сейчас, я думаю, самое время сыграть в игру «Поднимись в гору». У вас на столах тестовые задания. Кто сможет на все вопросы ответить правильно и подняться на вершину горы? (Тест составляется с учетом особенностей класса)

(Дети выполняют тестовую работу.)

— Ну что же, давайте проверим, как вы справились с заданием.

(Вывешивается ключ ответов.)

— Ребята, у кого нет ни одной ошибки, прикрепите свою фишку к вершине горы, у кого одна ошибка – вы в середине пути, а у кого две ошибки и более – вы пока только у подножия, но я думаю, что на следующих уроках вы подтянетесь к остальным.

6.Дополнительный материал.

— К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили небольшие сообщения по теме «Доли», давайте послушаем.

(Заранее подготовленные ребята читают свои сообщения.)

7.Итог урока.

— Наш урок близится к концу. Скажите пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?

— Какой вывод мы сделали сравнивая доли?

— Давайте вспомним, какая же проблема возникла у нас в начале урока? (Не знали, как поделить торт.)

— А как же быть? (Разделить на доли.)

— А на сколько долей нам нужно разделить торт? (На 18)

— Почему? ( Нас 18 человек.)

— А какая доля достанется каждому из вас? (1/18)

— Правильно, молодцы! За отличную работу вас ждет сладкий приз.

— Ну и конечно же не забудем про домашнее задание. Оно будет для всех разное. Те, кто сегодня выполнил без ошибок все тестовые задания, получают за урок «5» и смогут выполнить задание на смекалку на странице 81; кто допустил одну ошибку, получает «4» и выполняет №2 на с.80; ну а кто оказался только у подножия горы выполнит задание №1 на с.80.

— На этом наш урок окончен. Спасибо за урок.




map