Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме Деление суммы на число



Методическая разработка

І.ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

1. Математика.4 класс. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика».

2.Тема урока: «Деление суммы на число».

3.Дидактическая цель: формировать у обучающихся умения делить сумму на число .

4. Тип урока: «открытие» нового знания.

5. Задачи урока:

предметные:

формировать умение применять правило деления суммы на число, умение определять наиболее рациональный способ применения правила;

метапредметные:

-развивать у обучающихся внимание, память, наблюдательность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

-развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах;

личностные:

пособствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

6.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-Словесные (эвристическая беседа, фронтальный опрос);

-Наглядные;

-Практические;

-Деятельностный;

-Аналитический;

-Самостоятельной работы учеников .

7.Форма работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

8.Средства обучения:

для учителя- компьютер; медиапроектор.

для учащихся— учебник, рабочая тетрадь по математике для учебника 4 класса.

ІІ. ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Цель: включение в деловой ритм.

Создает условия для положительной мотивации учащихся.

— Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Настраиваются на работу-«открытие» нового знания.

Включаются в деловой ритм.

Личностные: самоопределение к действию.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации.

1. Математический диктант.

(С опорой на таблицу –слайд №1)

-Сложные высказывания. Отмечайте, истинные они или ложные.

-если 24 делится на3 и на 4, то оно делится на7;

-50 делится на10 или 50 делится на5;

-35 делится на7 или 35 делится на 8;

-46:2=23 или 46:2=26;

-если площадь квадрата 36 кв. см, то сторона квадрата – 6 см;

-если поезд прошёл 120 км со скоростью 60 км/ч, то он был в пути 2 часа;

-неверно, что, если 7*8=56, то 56:7=8.

2. Самопроверка (слайд №2,

анализ ошибок.

3.Устное решение задачи.

-На соревнования «Весёлые старты» прибыло 5 команд по14 девочек и16 мальчиков в каждой. Сколько всего человек участвовало в соревнованиях?

(Слайд № 3)

-Какой способ решения более удобный?

(Слайд № 4)

—  Какой способ умножения вы использовали для решения этой задачи? (распределительное свойство умножения относительно сложения)

—  Сформулируйте это свойство (чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и результаты сложить).

Записывают в тетради ответы.

Сверяют результаты с образцом, отмечают ошибочные ответы.

Работают в парах.

Объясняют 2 способа решения задачи.

Объясняют, что 1 способ более удобный, т.к. круглое число легче умножать.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:

логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной

задачи.

Цель: обеспечение мотивации и принятия цели учебно- познавательной деятельности.

Работа над задачей (слайд №5)

-прочитайте задачу, выберите правильный способ решения.

-На соревнования от нашей школы поехали 14 девочек и 16 мальчиков. Они разделились на 2 группы. Сколько человек в каждой группе?

(Слайд № 6)

-Вернемся к решению задачи №1 и сравним с решением задачи №2.

(Слайд № 7)

— Что вы заметили? (задачи похожи, в первой сумму умножаем на число, а во второй сумму делим на число.)  Умножать уже умеем.

 -Определите тему нашего урока.     «Деление суммы на число».

(Слайд № 8)

Исходя из темы, определите главную задачу на уроке. Чему должны научиться?

(Познакомиться с правилом деления суммы на число.) 

Работа в группах. От каждой группы по 1 человеку называют верный способ решения с объяснением.

Сравнивают решение задач.

Определяют тему и задачи урока.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели;

Коммуникативные: принимать участие в групповой и общеклассной работе; следить за действиями других участников учебной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Цель: организовать «открытие» детьми способа действий.

-Попробуйте сформулировать самостоятельно правило.

—  Сравните свою формулировку с выводом учебника на с.46. Прочитать.

—  Правильно ли мы с вами вывели правило деления суммы на число?

Читают правило в учебнике.

5.Физминутка

Включает аудиозапись ритмичной мелодии.

Выполняют движения.

6.Первичное закрепление.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

—  Теперь  это правило применим и проверим на примерах.

Фронтальная работа.

№158,с. 46.

-какой из способов деления суммы на число более удобный?

 

Решение примеров у доски

(1 ученик решает первый пример с объяснением, 2 ученик решает второй пример за скрытой доской)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные:

общеучебные–умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия. Коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

7.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Рабочая тетрадь №2, с. 31, №85 с фронтальной проверкой.

Слабые — 1 и 2 строчки,

сильные 3 и 4.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения.

Личностные:

самоопределение.

8.Пприменение и добывание знаний.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации.

-Продолжим нашу исследовательскую работу. Проверим во всех ли выражениях можно применять это правило.

(Слайд № 9)

(370 + 30) : 4

(600 + 30) : 9 

 (280+280):70  

                        

(360+80):40

 (150+450):50 

(235 + 45) : 4

           

-какой можно сделать вывод?

(Бывают случаи, когда нельзя применить правило деления суммы на число).

Решение задачи. (после записи краткого условия самостоятельное решение)

С.47, №165

Решают по вариантам, делают вывод.

Решают задачу, делают вывод — можно ли решить задачу двумя способами.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Логические: анализ; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений.

Личностные: самоопределение к действию, смыслообразование.

 

9.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

— Для чего нам необходимо знать правило деления суммы на число?

-Предлагаю вам задание на выбор. Если вам сегодня было легко и все понятно, вы считаете, что справитесь с заданием на 5, то…

«5» — уч. с.47 № 164.

Если вам было легко, но остались сомнения, то…

«4» — т №2 с.31 №86.

Если сегодня было немного трудно, то вам поможет …

«3» — т №2 с.31 №87.

(Слайд № 10)

Подведем итог нашего урока. Какова была главная задача?  Выполнили мы ее?

Всем спасибо.

Отвечают на вопрос.

Записывают задание по выбору.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: самоопределение,

смыслообразование.






map