Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Обр



Статья «Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов» Козловой Екатерины Ивановны, учителя начальных классов ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Проект урока математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»

(Учебник «Математика» для 2-го класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких; «Дидактический материал», С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, Л.А. Волкова)

Тема урока: «Решение задач»

Тип урока: урок рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений решать задачи по теме: «Цена, количество, стоимость»)

Цель урока:

деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий;

содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др. по теме «Цена, количество, стоимость», упражнение в решении задач данного вида

Задачи урока:

Предметные:

воспринимать содержание задачи на слух, путем самостоятельного чтения текста;

анализировать текст задач на предмет наличия в них необходимых признаков задачи, достаточного количества данных для их решения, наличия избыточных данных ;

анализировать содержание задач, устанавливая зависимость между величинами, между условием и вопросом;

переводить условия задач на математический язык (построение математической модели), работа с математической моделью;

решать задачи в 2-3 действия, оценивая правильность хода решения и реальность ответа, интерпретация результатов

Метапредметные:

регулятивные (определять и формулировать цель и задачи предстоящей деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректировать план по ходу работы, оценивать результат деятельности);

познавательные (строить речевые высказывания в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков);

коммуникативные (допускать возможность существования у одноклассников и учителя различных точек зрения, формировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия, умение работать в группе и в парах, договариваться с партнерами)

Личностные: развивать активность, смекалку, самостоятельность, целеустремленность, работоспособность, самоконтроль

Формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент

(Повторить, проговорив, правила поведения на уроке в стихотворной форме)

На уроке сегодня я буду старательным,

Трудолюбивым, спокойным и внимательным,

Постараюсь аккуратно писать, не отставая,

Слушать учителя и товарищей, не перебивая,

Говорить чётко и внятно,

Чтобы было всем понятно.

А когда захочу отвечать,

Буду красиво руку поднимать.

Помню: «Терпенье и труд – всё перетрут»,

И успех с удачей непременно придут!

— Для чего нужно соблюдать эти правила?

Чтобы не потерять время, успеть сделать все запланированное на уроке, стать успешным; чтобы легче было контролировать свою деятельность на уроке…

— Сегодня нас ожидает работа не только фронтальная ( общая), но и в парах, в малых группах, поэтому на выполнение каких ещё правил мы должны себя нацелить? (Обучающиеся проговаривают правила общения при сотрудничестве).

II. Формулирование темы урока, цели и задач урока, планирование деятельности

(На доске открывается текст пословицы: «Повторенье – мать ученья»)

— Прочитайте данное высказывание. Чем оно интересно?

Это – пословица, она подсказывает тему этого урока и его цель.

— Действительно, сегодня урок повторения и закрепления изученного материала. Цель его – выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их; увереннее, быстрее и точнее использовать знания на практике, при решении текстовых задач и в различных жизненных ситуациях. А какая же учебная тема предшествовала этому уроку, по которой мы организуем сегодня повторение?

Величины: цена, количество, стоимость.

— Совместно нам удалось определить тему и цель урока .(Открываются на доске записи:

Урок повторения и закрепления

Решение задач по теме «Цена, количество, стоимость»).

— Попытаемся теперь спланировать нашу деятельность на уроке, определить задачи урока. С чего разумно начать работу?

Вспомним то, что важно для темы «Ц, К, С» и для решения задач.

— Без каких тем и понятий невозможно достичь поставленной нами цели на данном уроке?

Это — табличное умножение и деление, взаимосвязь умножения и деления; понятия «цена», «количество», «стоимость», взаимосвязь данных величин.

— Что спланируем далее?

Устный счет.

— Да, это будет фронтальная работа.

— Устный счет подготовит нас к решению задач. Поработаем в парах, в группах, самостоятельно. (Условными обозначениями пополняется план урока).

— Попробуйте предположить, каков будет следующий пункт плана?

Итог урока, самооценка работы и домашнее задание.

— Молодцы! Работая по плану, мы больше успеем сделать на уроке, качественнее, успешнее, объективнее сможем оценить свою деятельность. Ребята, мы упустили что-то очень важное в своем планировании. Подсказка – в пословице: «В здоровом теле – здоровый дух».

Физкультминутку надо обязательно включить, предлагаю после …

(На доске постепенно в ходе беседы появляется картинный план).

План:

1. (Определяем тему и цель урока. Планируем свою деятельность)

2. (Вспоминаем все то, что важно для данной темы)

3. (Устный счет, фронтальная работа)

4. (Динамическая пауза)

5. (Решение задач)

А). (Работа в парах)

Б). (Работа в малых группах)

В). (Самостоятельная работа)

6. (Подведём итоги работы, фронтальная беседа)

7. (Над чем поработать дома?)

8. (Наши успехи)

(Наше настроение)

III. Устный счет

Фронтальная работа

1.Проверим знание таблицы умножения и деления: называю значение выражения, а вы числовые выражения с этим значением. Например: 9=3х3, 9=27:3, 9=9х1, 9=36:4… (Записывается на доске ряд чисел: 15,6,12)

2. Обведите те числа, которые делятся одновременно на 2 и на3.

(6, 8,9,12,18,24)

3. Игра «Цветик-семицветик».

На лепестках – вопросы:

Что мы называем ценой?

Что такое стоимость?

Как найти количество?

Как найти стоимость?

Как найти цену?

«Цена», «количество», «стоимость»- как можно сказать одним словом? (Величины)

Сколько копеек содержит один рубль?

4. Задача (обучающимся предлагается в устной форме учителем с опорой на иллюстрацию)

Бабушка решила купить своим внучатам двух одинаковых игрушечных медвежат. Как вы думаете, хватит ли ей 100 рублей, чтобы заплатить за эти игрушки? (Дети высказывают свои предположения). 100 руб

— Можете ли вы дать точный ответ на мой вопрос?

Нет.

— Что вы должны знать, чтобы ответить на вопрос точно?

Сколько стоит один мишка. Цену.

— Предлагайте свою цену за мишку. А товарищи сигналом «да-нет» ответят на вопрос – хватит ли 100 рублей.

— Теперь я буду предлагать разные цены за игрушку, ваша задача определить, хватит ли 100рублей и сколько сдачи получит бабушку от кассира?

(Предлагаемая цена: 50 руб, 40 руб, 70 руб,32 руб, 28 руб)

4. Самооценка деятельности на данном этапе урока.

— На столе у вас лежат листы самооценки, в которых вы можете оценивать свою деятельность, свое настроение на каждом этапе урока, а в конце урока мы обобщим результаты. (Следует напомнить критерии)

Оценочный лист.

Этапы урока

Оценка моей деятельности

5 баллов

4 балла

3 балла

1. Устный счет

2. Работа в парах

3. Работа в группе

4. Самостоятельная работа

Сумма набранных баллов на всех этапах урока: …

Мое настроение:

Мое настроение в конце урока:

IV. Динамическая музыкальная пауза

V. Решение задач

1. Работа в парах. (Дидактический материал, стр.73, №1,№2,№3).

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Варианты решения

«+» или « — »

Варианты решения

«+» или « — »

Варианты решения

«+» или « — »

7 х 4 = 28(руб)

72 : 8 = 7(руб)

56 :8 = 7(руб)

4 х 7 = 21(руб)

72 : 8 = 9(откр.)

56 : 8 =7(откр.)

4 х 7 = 28(руб)

72 : 8 = 9(руб)

7 х 8 = 56(руб)

Каждая пара получает такую карточку, на которой, посовещавшись друг с другом , должна значком «+» сделать выбор верного равенства, соответствующего решению каждой задачи.

Проверка – фронтально. С помощью сигнальных карточек обратной связи «да-нет» каждая пара демонстрирует свой выбор к каждой задаче по сигналу учителя. Обучающимися доказывается правильность выбора, проговаривается к каждому решению правило нахождения данной величины.

На листе самооценки каждый учащийся, посовещавшись с работавшим в паре товарищем, делает пометки в соответствии с успешностью своей деятельности на этом этапе работы на уроке.

2. Работа в малых группах (по 4 человека)

Каждая группа получает таблицу с вписанными в нее величинами: «цена», «количество», «стоимость».

п/п

Наименование товара

Цена

Количество

Стоимость

1

Тетрадь

9 рублей

4 штуки

?

2

Ручка

?

6 штук

48 рублей

3

Линейка

7 рублей

?

56 рублей

4

Циркуль

80 рублей

?

80 рублей

5

Ластик

3 рубля

9 штук

?

6

Карандаш

2 рубля

?

14 рублей

7

Кисточка

?

8 штук

64 рубля

Задания:

устно составить 7 задач с предложенными данными;

вместо знаков «?» вписать именованные числа;

подготовить представителей от группы к защите своей работы перед классом.

Проверка работы. Поочередно представители от каждой из 7 групп устно рассказывают перед классом задачу, предложенную учителем, объясняют решение, отвечают на вопрос задачи. Ученик отвечает с опорой на такую же таблицу, увеличенную на доске ( с «?»).

На листе самооценки каждый учащийся, посоветовавшись с работавшими в группе товарищами, делает пометки в соответствии с успешностью и активностью своей деятельности в группе на этом этапе работы на уроке.

3. Самостоятельная работа (предлагается на карточках; 3 уровня, по 2варианта в каждом уровне)

— А теперь, ребята, вам предлагается самостоятельная работа. Вы сами можете оценить свои возможности, выбрав различные по сложности задания.

Задания на карточках желтого цвета – первого уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить максимально з балла.

Задания на карточках голубого цвета – второго уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить максимально 4 балла.

Задания на карточках салатового цвета – третьего уровня, правильное выполнение которых дает вам возможность получить максимально 5 баллов.

Выполненное задание у вас проверят специально подготовленные консультанты (6 чел.). Кого из них пригласить? Обратите внимание на цвет и надпись на нагрудном значке у каждого консультанта, и вам станет ясен ответ на этот вопрос. После этого на листе самооценки каждый учащийся делает пометки в соответствии с успешностью своей деятельности на этом этапе работы на уроке.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map