Методическая разработка урока математики в третьем классе Задачи на увеличение и уменьш



Тема: задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Цель: — закреплять:

умение решать простые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз на несколько единиц;

умение решать составные задачи;

вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 100, таблицу умножения и деления);

— способствовать развитию логического мышления, внимания;

— воспитание умения слушать и понимать учителя, умения работать в

-коллективе, чувства взаимопомощи.

Ход урока

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Постановка цели деятельности

— Я сегодня видела замечательный сон. Мне снилась Жар-птица. Как вы её себе представляете?

Я предлагаю вам отправиться в путешествие на поиски этой чудесной птицы, а живёт она в математическом городе Задач. На уроке будет много интересных заданий, но наша главная задача – закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц.

Но прежде чем отправиться в такое серьёзное путешествие, надо очень хорошо подготовиться. Для этого мы выполним математический диктант.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Математический диктант: (для 4 учеников – работа по карточкам-самопроверкам)

а) Делимое 20, делитель 10, найти частное.

б) На какое число нужно разделить 18, чтобы получить 6?

в) Найти вычитаемое, если уменьшаемое 77, разность 70.

г) Какое число надо увеличить на 11, чтобы получить 20?

д) Первый множитель 6, второй множитель 2, произведение?

е) Найти произведение 6 и 3.

ж) Сколько дней составляют 3 недели и 6 дней?

з) Какое число надо прибавить к 40, чтобы получить сумму 60 и 8?

и) На сколько 5 десятков больше 5 единиц?

к) Запишите двузначное число, в котором сумма числа десятков и единиц равна 9.

л) Запишите двузначное число, которое оканчивается цифрой 4 и

которое больше 86.

Проверка:

2, 3, 7, 9, 12, 18, 27, 28, 45, 72, 94

— У кого так? Молодцы!

— Что можете сказать об этих числах? (однозначное – двузначное, чётное — нечётное)

— Найдите пары чисел, разность которых равна 9; сумма которых равна 30.

18 и 9 12 и 18

12 и 3 28 и 2

27 и 18 27 и 3

2. Задание на развитие логического мышления

— Вижу, что к путешествию вы готовы. А в путь мы отправимся – на чём бы вы думали?.. На воздушном шаре! Догадайтесь, каким он будет.

3) Задание на развитие умения устанавливать взаимосвязи, на развитие

вычислительных навыков в пределах 100.

— Молодцы! Такие наблюдательные в путешествии не подведут!

— Наш воздушный шар летит вперёд, но на пути – препятствие – густой туман мешает продвигаться вперёд. А рассеять его нам помогут дети, если справятся с заданиями у доски.

Индивидуальная работа учащихся у доски

Из чисел 50, 14, 6, 12 составить записи вида:

[ ] + [ ] > [ ] + [ ]

[ ] — [ ] < [ ] - [ ]

Решить задачу по краткой записи:

синих — ? 2 набора по 7 штук

34

красных — ?

Решить уравнение:

3 х С + 4 = 19

Игра «Спаси утопающих» (таблица умножения)

С классом: задания на выбор

Вставить пропущенные цифры:

6[ ] – [ ]5 = 23

12 + 3[ ] = [ ]9

8[ ] – [ ]3 = 61

14 + 2[ ] = [ ]9

Проверка

— Молодцы! Туман остался позади. Мы подлетели к городу Задач.

Закрепление изученного материала во внешней речи

Закрепление понятий (на несколько единиц больше (меньше)». «в несколько раз больше (меньше)»

— Но прежде чем плавно опуститься, давайте повторим:

□ на О больше + О

∆ в О раз больше ∆ ∙ О

О на □ меньше О — □

□ в ∆ раз меньше □ : ∆

— Эти знания вам понадобятся в решении задач.

Самостоятельная работа с самопроверкой. Решение простых задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц.

(Два ученика работают индивидуально под руководством учителя)

— Игра «Ручеёк». Работаем по рядам. Приготовили листочки, не забудьте поставить свой порядковый номер.

«Ручеёк» организован в форме игры «Пересадки». Правила игры просты. Цель ученика: правильно решив задачу, пересесть на освободившееся место. Чем больше пересадок совершил ученик, тем лучше (Игра подробно описана в журнале «Начальная школа» № 8, 1994 год).

У Коли 3 яблока, а у Миши в 5 раз больше. Сколько яблок у Миши?

В лодке 4 гребца, а на байдарке в 2 раза меньше. Сколько гребцов на байдарке?

В парке 16 качелей, а каруселей на 4 больше. Сколько каруселей в парке?

В банке 2 кг мёда, а в бидоне в 3 раза больше. Сколько кг мёда в бидоне?

На полке 21 пластинка с песнями, а со сказками на 7 меньше. Сколько пластинок со сказками?

Фотограф сделал 18 цветных снимков, а чёрно-белых в 2 раза меньше. Сколько чёрно0белых снимков сделал фотограф?

В зоопарке 8 львов, а верблюдов на 4 меньше. Сколько верблюдов в зоопарке?

У Олега в коллекции было 9 монет. За лето он приобрёл монет в 3 раза больше, чем было. Сколько монет он приобрёл?

Проверка:

3 х 5 = 15 (яблок)

4 : 2 = 2 (гребца)

16 + 4 = 20 (каруселей)

2 х 3 = 6 (кг)

21 – 7 = 14 (пластинок)

18 : 2 = 9 (снимков)

8 – 4 = 4 (верблюда)

9 х 3 = 27 (монет)

— У кого так? Молодцы!

— Что значит 3 х 5 ?

— Что значит 16 + 4 ?

— Умение решать простые задачи поможет нам в решении более сложной составной.

— Мы в пути уже довольно давно. Устали? Давайте отдохнём. (Физминутка)

3. Включение в систему знаний на повторение. Решение составной задачи.

— Составьте задачу:

Орехов – 9

Грибов — ? в 2 раза больше, чем орехов.

Шишек — ? на 10 меньше, чем грибов.

— Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

— Можем это узнать? Каким действием?

— Теперь можем ответить на вопрос задачи?

— Каким действием?

— Запишите решение и ответ по действиям.

— Запишите решение выражением.

Проверка:

1 ученик с места

4. Включение в систему знаний в обобщённом виде. Решение задачи без

числовых данных.

— А теперь немного посложнее. Попробуем без числовых данных:

В классе было ■ (некоторое число) девочек, а мальчиков в ∆ (несколько) раз меньше, чем девочек.

Девочек — ■

Мальчиков — ? в ∆ раз меньше, чем девочек

— Поставьте вопрос.

— На какой вопрос легче всего ответить?

— Выберите любой вопрос, запишите решение выражением с пояснением.

Проверка:

■ : ∆ было мальчиков

■ + ■ : ∆ всего детей

■ — ■ : ∆ на сколько меньше девочек, чем мальчиков

— Кто выбрал ответ на первый вопрос?..

— Молодцы! Вы справились со всеми испытаниями в городе Задач. А вот и та, кого мы искали (показ Жар-птицы).

— Как вы думаете, символом чего является Жар-птица? (Удачи, везения, счастья). Мы поймали свою Жар-птицу. Пусть она остаётся в нашем классе, и пусть всегда с нами будут удача, везение и счастье.

Рефлексия деятельности (Подведение итога урока)

— Понравилось путешествие?

— Над чем работали? С какой целью летали?






map