Методическая разработка урока математики во 2-м классе Прием сложения вида 3748



Предмет: математика

Класс: 2

Тема урока: «Прием сложения вида 37+48»

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Учитель: Муштуренкова Татьяна Геннадьевна

Цели урока: познакомить с письменным приемом сложения вида 37=48; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; способствовать развитию у детей познавательной активности, логического мышления; создания мотивации к дальнейшему изучению предмета; содействовать воспитанию чувства доброты, дружбы, взаимопомощи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 37=48; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас.

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

Устный счет. (Записать только ответы).

Сегодня мы будем играть, но в какую игру вы узнаете тогда, когда выполните устное задание.

40 уменьшить на 3;

первое слагаемое 10, второе – 30, запиши сумму;

39 увеличить на 9;

на сколько 12 больше чем 3;

сумма чисел 40 и 2 увеличивается на 8;

20 дополнить до 100 (37 40 48 9 50 80);

При помощи кода расшифруем слово, так я проверю, верно ли посчитали. Итак, проверим

50 — О 48 — Т

40 — У 9 — Б

80 — Л 37 — Ф

37

40

48

9

50

80

ф

у

т

б

о

л

(дети по одному выбегают к доске и ставят буквы)

— Молодцы! Получилось слово «футбол». Мы на уроке будем играть в «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ»

(Класс делится на 2 команды. Игрок команды выполнивший правильно задание забивает гол соперникам, если нет, команда пропустила мяч, ей засчитывается гол. Затем игроки второй команды вступают в нападение.

Работа над задачами

(Учитель читает задачу, учащиеся записывают выражения для ее решения.)

Если младенца Костю взвесить вместе с бабушкой, получиться 59 кг. Если взвесить бабушку без Кости, получится 54 кг. Сколько весит Костя без бабушки ? ( 59 — 54.)

Костя поймал 7 рыбок, а Серёжа – 11 рыбок. На сколько рыбок меньше поймал Костя, чем Серёжа? (11-7.)

Самоопределение к деятельности

Давайте попробуем раскрыть тайну темы нашего урока. На доске: Письменный прием … вида … .

Вернемся к ответам нашего устного счета.

37

40

48

9

50

80

Что это за запись? (ряд чисел).

что можно сказать о них? (четные и нечетные, круглые десятки и числа, имеющие десятки и единицы).

Какое число лишнее? (9) Почему? (однозначное).

Значит с какими числами будем работать? (С двузначными).

Назовите числа, у которых количество единиц больше, чем количество десятков ( 37, 48).

Какие действия можно производить с ними? (сложение).

Значит какова тема нашего урока? Сформулируйте (Прием сложения чисел вида 37+48).

Решите пример 37+48 в строчку. Объясните решение. ( 38 + 47)= (30+8)+ +(40 + 7) = ( 30+ 40) + ( 8 + 7) = 70 +15= 85.)

А сейчас запишите этот пример столбиком. Попытаемся раскрыть секрет записи. (Учащиеся пытаются решить пример.)

Что вы заметили? (При сложении единиц получили двузначное число.)

Можно ли записать под единицами сразу две цифры? (Нет, под единицами можно записать только единицы.)

Как вы предлагаете записать решение? (Ответы детей.)

Итак, какова наша цель? Что же мы будем делать на уроке? (Складывать двузначные числа с переходом через десяток).

Закрепление знаний. Работа в группах.

1.Каждая группа получает задание: решите пример и объясните решение. (проверка у доски)

1 группа: 47

+

36

2 группа: 47+36= ( — ) + ( )=

3 группа: 47+36=36+( )=

Давайте подумаем, какой же способ сложения самый удобный и рациональный?

Хорошо! Значит, как рационально решать подобные примеры? (в столбики записывать) (объясняют, как записывать и складывать)

Замечательно! Посмотрим на памятку на доске, повторим по «памяти».

2. Откройте учебник на стр.12 и посмотрите, как авторы предлагают решать подобные примеры (самостоятельно работают с учебниками).

Внимание! Пришла «Космическая почта» от Звезды. Задание №1 (выполнить у доски с комментированием примеры № 1). (2 ученика у доски с комментированием, затем 3 ученика решают с комментированием с места).

Молодцы! Дружно работали.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала 1.«Работа в парах» (На столах карточки с примерами, вычислить, взаимопроверка)

38

+

25

46

+

19

57

+

17

Проверка на доске

63

65

74

81

(Один лишний – 81 -, т.к.примеров 3).

Итак, как же более рационально найти сумму двузначных чисел с переходом через десяток? (ответы детей).

Работа по учебнику. Решение задачи.

стр.12 № 3 – задача.

Посмотрите на рисунок к задаче. Что там нарисовано? (Лодки у причала на море).

Работа над задачей:

Чтение задачи (про себя, 1 ученик читает вслух)

О чем говорится?

Какими были лодки?

Что обозначают числа 7, 18?

Что произошло с лодками?

Сколько лодок ушло?

Какой вопрос задачи?

Сможем ли сразу ответить на него?

1 ученик записывает условие задачи на доске. Решают самостоятельно. Проверка решения по действиям (ответы детей с объяснением). Кто записал иначе? (выбор на плакате из трех выражений – верное).

Разноуровневые карточки для тех, кто решил задачу (Приложение 1.)

Логическая задача:

Имеется два замка и два ключа к ним. Взяли и проверили, подходит ли он к одному из замков. Достаточно ли этой проверки, чтобы узнать, от какого замка каждый ключ? (Да, достаточно.)

IХ. Физкультминутка (для глаз)

Дифференцированная работа. (Выбрать задание по нраву):

На доске три плаката с заданием:

Выбери треугольник (из данных трех).

Найди периметр. ( стороны 1 треугольника: 18 мм, 27мм, 30мм; 2-го – 10мм, 29мм, 26мм; 3-го – 20мм, 17мм,13мм)

Выбери треугольник, найди периметр, начерти отрезок, длина которого равна периметру треугольника.

Выбери треугольник, найди периметр, начерти ломаную линию, состоящую из 2-х звеньев; длина ломаной должна равняться периметру треугольника.

Пока все решают, 1 ученик к доске – олимпиадное задание.

Проверка: карточки, соответствующие периметру треугольников:

75 мм

75 мм

50 мм

50 мм

65 мм

65 мм

Перевернуть карточки: пословица.

Жизнь дана

Жизнь дана

дела

дела

на добрые

на добрые

Как понимаете? Нам нужна «доброта»?

Проверка олимпиадного задания: Провести 1 линию так, чтобы получилось 3 треугольника, 1 линию так, чтобы получилось 2 треугольника.

Итак, как же мы складывали двузначные числа с переходом через десяток рациональным способом?

Д/з на доске. Подведение итогов. Оценивание.

XII. Рефлексия.

Кто работал самостоятельно, и кому было все понятно, покажите синий мяч.

Кто работал с интересом, активно, но делал ошибки – покажите красный мяч.

Кто нуждался в помощи, но все понравилось – покажите желтый мяч.

Спасибо всем за урок!

Приложение 1

Карточка 1

х-23=38+16

Карточка 1

х-15=48

Карточка 1

59-х=26

Х+40=70

Х=70-40

Х=30

30+40=70

70=70

Х+20=60

Х=

Х=

+2 ..=60

=

Карточка для слабых






map