Методическая разработка урока окружающего мира Пришла зима 1 класс ПНШ



Урок окружающего мира.

Программа: «Перспективная начальная школа»

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Авторы учебника: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов

Тема урока: «Пришла зима»

(урок изучения нового материала).

Оборудование: учебники, тетради, аудиозаписи музыки, картины, компьютер, мультимедиапроектор, слайды, оборудование для опыта «Что такое лёд».

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок – презентация.

Методы урока: частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.

Место урока: первый урок по разделу.

Формы урока: коллективная, фронтальная, парная

Цели урока:

1. Познакомить детей с отличительными особенностями времени года – зимы; обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы; рассмотреть правила безопасного поведения во время зимних игр.

Предметные УУД.: определять особенности времени года — зима, называть зимние месяцы, знать правила безопасного поведения во время зимних игр.

Метапредметные  УУД:  познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так пользоваться энциклопедиями;

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; развивать умения контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами;

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им;

Личностные: проявляют ценностное отношение к родной природе, осознают важность и необходимость безопасности во время зимних игр.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой,

Другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет. (Времена года)

Сколько времен года? Какие?

(интерактив «Времена года»)

(слайд №1)

— Какая картина природы «лишняя»?

Почему?

III. Формулирование темы и целей урока детьми.

— Отгадайте загадку:

Тройка – тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (Зима)

— О наступлении какого времени года в природе, его особенностях и приметах мы сегодня будем говорить на уроке?

(слайд №2, 3 «Зима»)

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи –

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка – зима!

( Петр Андреевич Вяземский)

IV. Открытие нового, обобщение жизненных наблюдений.

— Что изменилось в природе с приходом зимы?

Работа по учебнику – развороту (с. 32-33)

— Посмотрите на рисунок в верхнем левом углу страницы и на центральный рисунок. Сравните.

— Что общего в этих рисунках вы заметили?

— Чем рисунки отличаются?

— Что изменилось в природе с наступлением зимы?

Какие краски исчезли, а какие появились?

Какие звуки исчезли, а какие появились?

Какие запахи исчезли, а какие появились?

«Кругом белое и чёрное… Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют столы голых деревьев да пятна земли, неукрытые снегом. Не слышно криков птичьих стай, кваканья лягушек, жужжания насекомых. Зато мы слышим, как скрипит снег под ногами, птичьи «разговоры», оставшихся на зимовку птиц. Исчезли запахи прелой листвы, ароматы последних осенних цветов. Но зимний воздух обладает особой чистотой и свежестью.

— А о какой это тройке говорилось в загадке? В зимнем царстве три месяца. А какие, отгадайте?

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Мы встречаем Новый год! (Декабрь)

Декабрь – «студень», «ветрозим», «полночь года», месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

(слайд № 4) Декабрь год кончает, зиму начинает.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Январь – «просинец», «перезимье,перелом зимы», самый холодный и ветреный месяц в году.

(слайд № 5) Январь – году начало, зиме – середина.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон,

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Февраль – «лютень», «снежень», «бокогрей», месяц снегопадов, злых вьюг и метелей, месяц первого тёплого солнца.

(слайд № 6) Вьюги да метели под февраль прилетели.

( физминутка под песню “Кабы не было зимы» )

По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

Зимой мы можем с вами наблюдать интересные природные явления.

(слайд № 7)

— снегопад (обильное выпадение снега)

— метель (перенос снега ветром)

— изморозь (рыхлый. снежный слой кристаллов льда; нарастает на ветвях деревьев в тихую морозную погоду, при тумане)

-гололёд (тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания)

-оттепель (тёплая погода с таянием снега, льда)

Игра «Хлопки»

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, прилёт птиц, изморозь, оттепель, радуга, гололедица.

(опыт со льдом)

— Что это? В огне не горит и в воде не тонет. (ЛЁД)

Детям раздается лёд на тарелочках.

— Что такое лед? Как это доказать?

(слайд № 8)

— Где может быть опасен тонкий лёд?

— Любите ли вы гулять в зимние дни?

— Представьте вы собрались в зимний лес на прогулку. Как вы оденетесь?

Работа в тетради. Задание № 22, с.24 (один ученик у доски)

— Какие ещё предметы могут вам пригодиться на зимней прогулке в лесу?

Работа по учебнику – развороту (с. 32-33)

Возвратимся к центральному рисунку разворота учебника.

— Как одеты дети? Почему?

— Чем они занимаются?

Хороши зимние забавы!

Снег, да снежные узоры,

В поле вьюги, разговоры…

В пять часов уж тьма.

День – коньки, снежки, салазки.

Вечер – бабушкины сказки…

Вот она — зима!

(слайд № 9)

— А какие зимние забавы любите вы?

— Как ведут себя дети во время зимней прогулки?

— Всегда ли безопасны зимние забавы? Что нужно знать и помнить, чтобы не случилось беды?

(слайд № 10)

Работа в тетради. Задание № 23, с.25

V. Итог урока.

— За что вы любите зимушку?

Игра «Пришло письмо»

Здравствуй, дядя Фёдор!

В деревню Простоквашино пришла зима! Солнце поднимается высоко над горизонтом и хорошо греет землю. каждый день идут проливные дожди, поэтому снега выпало много и он искрится на солнце всеми цветами радуги. Деревья радуют глаза своей листвой. Мы с Шариком часто бегаем купаться на речку. Хороши зимние забавы! Мв ходим на лыжах, катаемся на коньках, санках с горки, велосипеде, играем в снежки, строим снежные крепости, гоняем шайбу клюшками.

Приезжай скорее, будем играть и встречать вместе Новый год!

Кот Матроскин.

— Какие ошибки допустил в своём письме Кот Матроскин?

(слайд № 11)

VI. Рефлексия.

Игра «Я знаю, что…»

У вас впереди целая зима с неповторимой красотой морозных узоров, сказочным убранством деревьев, искристым сиянием белоснежного снега, волшебством новогодних праздников и весёлыми зимними забавами!

Звучит музыка.






map