Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе Тема Петр Великий



Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе.

Тема « Петр Великий».

ГБОУ средняя школа № 181

Санкт — Петербург

Маслюкова Светлана Анатольевна,

Рочакова Наталья Уруновна

учителя начальных классов

Форма проведения: урок – исследование

Цель:

Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о реформах Петра в социальной политике.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления о времени правления Петра Ι, его реформах.

2. Развивающая – познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, развитие умений работать с источниками информации, умение ориентироваться в тексте, развитие речи, мышления, воображения.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.

Формирование УДД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в группах.

Средства обучения:

1. Учебник. Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2/ А. А. Плешаков Е. А. Крючкова. М.: Просвещение 2011

2.Презентация « Петр Великий».

3. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся в 2 частях Ч. 2; М: Просвещение 2012.

4. Карточки с заданиями для групповой работы.

Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

ΙΙΙ.Изучение нового материала.

ΙV. Выработка умений и навыков по новому материалу.

V. Физкультминутка.

VΙ. Работа с текстом.

VΙΙ. Закрепление полученных знаний.

VΙΙΙ. Работа с учебником

ΙΙX. Итог.

ΙX. Домашнее задание

X. Рефлексия.

— Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбки и возьмитесь за руки.

Мы с вами снова отправляемся в историческое путешествие по « реке времени». Пусть этот урок ,подготовленный и проведенный совместными усилиями, откроет нам много нового.

Прежде чем отправиться, вспомним изученный ранее материал. Работу вы будете выполнять в группах. Возьмите задание с пометкой 1. Какое задание вы должны выполнить? Вопросы кроссворда соответствуют изученному нами материалу на прошлых уроках.

Сравним свои ответы с ответами на экране.

— Какая команда без ошибок разгадала кроссворд?

Кто допустил одну или более ошибок?

2. Возьмите задание с пометкой 2. Что вы должны выполнить?

Проверка.

— Прошли столетия, и эти имена помнит история? Почему?

Вывод: Каждый человек сыграл свою роль в истории государства. Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства. О нем А. С. Пушкин в поэме « Медный всадник» сказал так:

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе…»

С одной стороны — представьте себе великана ростом без малого трех аршин ( 2 м 4 см). Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутники с трудом поспевали за ним вприпрыжку. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он все делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, посуду, стулья. Считался опытным зубным врачом. Но особенно привлекало его корабельное дело. А с другой стороны – это продолжатель династии Романовых царь ПетрΙ.

— О ком мы сегодня будем говорить?

— Петра Ι называли « Великим». Почему?

— Что вы хотите узнать о Петре?

Для полного ответа мы разделились на три исследовательские группы:

— « Я в учении нуждаюсь и в учителях»

— Санкт- Петербург – город Петра

— Реформы Петра.

В каждой группе есть план работы.

30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик – царевич Петр Алексеевич. С детства он любил играть деревянными солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками.

Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили, что править государством должен здоровый и смышленый Петр. Было Петру 10 лет. Он большой интерес проявлял к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

— Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить города, заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные шведами. Для этого нужны образованные люди. На личной печати Петр вырезал « Я в учении нуждаюсь и в учителях».

Прочитайте задание с пометкой 3. (Учебник с. 94. Прочитать, ответить на вопросы)

(С помощью чего вы выполните это задание?

Проверка.

Преобразования Петра направлены на преодоление вековой отсталости России. Преобразования (реформы), проведенные при Петре Ι укрепили русское государство.

Поговорим о нововведениях.

Петр Ι строит новые города: Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и, конечно, Санкт-Петербург.

-Петр Ι любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Безделья он не терпел, и весь день был заполнен до предела.

— Все великолепие Петербурга создавалось тяжким трудом.

Прочитайте задание с пометкой 4.

( Учебник с. 98. Прочитать, ответить на вопросы)

— Новый город хорошел год от года. Вслед за государем переселились вельможи, купцы и промышленные люди. Было построено много мануфактур – промышленных заводов и фабрик.

— Преобразования затронули и бытовые вопросы.

Это только некоторые преобразования Петра Ι для России.

В 1721 году Сенат ( Верховный орган) за выдающиеся заслуги торжественно присвоил титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государств.

-Какие реформы Петра Ι вошли в историю?

Прочитайте задание с пометкой 5.( Учебник с. 95 – 96.Прочитать, ответить на вопросы)

— Почему Петра называли ВЕЛИКИМ?

уч. с. 94 – 100. Т. с.

Рефлексия. Синквейн. «Урок»

Спасибо всем за работу.

Проверка готовности к уроку.

Задание: разгадать кроссворд.

(работа в группах).

-Как называли в народе этих князей?

— Каждый князь внес свой вклад в развитие Российского государства.

О Петре Ι.

Внес большой вклад в развитие государства.

— Детство Петра

— строительство Санкт – Петербурга

— Реформы Петра Ι.

Ученик 1.

С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовал « потешные полки». В 1686 году в числе « потешных» солдат оказался и сын конюха Александр Меньшиков, будущий ближайший друг Петра. На реке Яузе была построена « потешная крепость» Пресбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» — в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная армия.

Ученик 2.

Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами рассматривал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили паруса, Петр постигал премудрости новой потехи. Много прошло времени, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить корабли научился. Рано понял Петр, что России нужен свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, кораблестроители. 20 октября 1696 года Боярская Дума( высший совещательный орган государства) вынесла решение : « Морским судам быть». Эту дату считают днем рождения российского военно-морского флота. А «дедушка русского флота» жив и по сей день и хранится в музее.

Ученик 3.

В Голландском городке Заандаме, на верфи, где строились морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликнул его: « Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Ι.

Работа с учебником:

— Читают задание,

— Читают учебник.

— Отвечают на вопросы.

Ученик 4.

Причины строительства города:

— Выход в море (« прорубил окно в Европу»)

— построить город на Европейский манер, привлечь архитекторов из Европы.

— поднять престиж Русского государства

После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, и назвал город на европейский манер Санкт- Петербурх, что означает « Святого Петра крепость». Новый город строился по четкому плану. План Петропавловской крепости Петр Ι разработал лично. В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения крепости. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы. Перекрестный огонь пушек Петропавловской и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и Петре – при подъеме и спуске флага, извещала о наводнении. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем ( 122,5 м), на верхушке которого помещен флюгер в идее ангела.

Ученик 5

Вставал он рано, до рассвета, и в 3- 4 часа утра уже приветствовал министров. Обсудив множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой кораблей, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом. За свою жизнь освоил 14 ремесел. В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд ( очень любил студень). После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал работу, а то и сам вставал на рабочее место….

?

Ученик 6.

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России. Места здесь болотистые, сырые. Людям приходилось ютиться в шалашах и землянках, ходить по непролазной грязи работать, стоя по пояс в воде. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали от различных болезней сотнями и тысячами. Петр работал со всеми и , конечно, считал, что если он может работать, то и другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

— Читают задание,

-Работают с текстом.

— Отвечают на вопросы.

Ученик 7.

Новый календарь Мы празднуем Новый год 1 января.

Ученик 8.

…Открываются новые школы, Академия наук, первый музей Кунсткамера, открыл первую библиотеку, первая типография. (Слайд)

Ученик 9.

Ассамблея – это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не допускалось. Гости должны были показать знание светских манер.

Ученик 10.

1. При Петре Ι завезли из Европы новые продукты: картофель, кофе. Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе. Картофель называли « чертовым яблоком» и заставляли крестьян выращивать силой. Не сразу поняли, что у картофеля едят клубни, а не ботву. Ботва оказалась горькой, да еще ядовитой. Женщины цветками картофеля украшали шляпки.

2. Изменения во внешнем облике людей

— Изменилась одежда

— появились парики

— нет бороды у мужчин

Борода на Руси считалась признаком допропорядочности и солидности. Царь велел сбривать бороды. У бояр бороды отрезал собственноручно.

— Основание Санкт- Петербурга

— Введение нового календаря.

— Создание российского флота. Выход в Балтийское море.

— Введение европейской одежды.

— Первая на Руси типография. Выпуск первой печатной газеты « Ведомости»

— Ассамблеи.

— Читают задание,

-Работают с текстом.

— Отвечают на вопросы.

Синквейн.

Чтение синквейна.

Слайд 1.

Кроссворд

1. Кто из князей дал отпор полякам?

( Пожарский)

2. Кто был врагом русского народа в 1612 году? ( поляки)

3. Что поставили на Красной площади в Москве в честь победы над поляками?

( памятник)

4. Как назывались добровольцы, готовые постоять за родную землю?

( ополчение)

5. Кто из князей дал отпор полякам? ( Пожарский)

6. Как назывались добровольцы, готовые постоять за родную землю? ( ополчение)

7. В каком городе воздвигнут памятник патриотам России 1612 года?

( Москва)

8. Кто призвал русский народ постоять за родную землю? ( Минин)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map