Методическая разработка урока окружающий мир по теме Почему нужно есть много овощей и



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Левокумского района

Ставропольского края

с. Правокумское

Конспект

открытого урока окружающий мир, проведённого в 1 классе Глазуновой Еленой Анатольевной

по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов».

18 апреля 2013 года

УМК:

Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2011 г.

Учебник « Окружающий мир» 1 класс 2 часть, автор А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011 г.

Поурочные разработки по окружающему миру, Москва, «ВАКО», 2011 г.

Рабочая тетрадь «Окружающий миру» 1 класс, автор А. А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011 г.

Тип урока — комбинированный.

Цели урока:

систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;

познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;

формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;

развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;

привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни;

повторить правила гигиены, воспитывать необходимость выполнения важнейших правил личной гигиены;

воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.

Оборудование: на плакате девиз урока «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; картинки с изображением овощей и фруктов, цветные карандаши, презентация, видеофрагмент о витаминах.

Ход урока

1. Организационный момент. Настрой на работу.

— Внимание, внимание! Сегодня на сказочном паруснике мы отправляемся в путешествие в страну «Здорового питания».

Всем известно, всем понятно,Что здоровым быть приятно.Только надо знать,Как здоровым стать.Сегодня мы плывём в здоровую странуБолезням там объявим мы войну!

В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем на уроке внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников. Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик приглашают нас в путешествие по стране «Здорового питания», но будьте осторожны Злючка — Грязнючка хочет им помешать (показ слайда презентации).

2. Актуализация опорных знаний. Экологическая разминка.

Проверка изученного материала. Игра «Правила вежливости» .

В стране «Здорового питания», как и в других странах, существуют «Правила друзей природы», давайте их назовём и никогда не будем нарушать.

— Проверим домашнее задание, посмотрим как вы сумели нарисовать знак «Правила поведения в природе», но и здесь вредина Злючка строит свои козни, смотрите, что она нам написала. Учитель читает письмо Злючки, а дети выходят, показывают свой знак на доске и объясняют его.

Злючка 1. В лесу можно поиграть: листьями пробросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени — еще вырастет. Дети 1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите. Злючка 2. Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет. Дети 2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.Злючка 3 . Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было. Дети 3. Звери всякие нужны — звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных! Злючка 4 . Пришел на луг, нарви большой букет цветов. Дети 4. Не ловите бабочек, они так нужны цветам! — А теперь давайте вспомним ответы на вопросы Муравьишки. «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек» и «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?» (Учащиеся рассказывают.) — А где еще надо соблюдать тишину? (На уроке.) Почему?

Молодцы, ребята! Не удалось Злючке осуществить свой план и не пустить вас в страну »Здорового питания». Продолжаем путешествие.

3 . Работа над новой темой.

1. Мотивация..

Продолжаем путешествие, девиз нашего урока « Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о здоровье)

— Правильно, потому что недаром говорят, что здоровье дороже любого богатства, и его не купишь не за какие деньги.

2. Изучение нового материала.

2. 1. Работа с учебником ( с. 54).

Откройте учебник на с. 54 и рабочую тетрадь на с. , посмотрите на рисунок, прочтите и определите тему нашего путешествия ( ответы детей).

Тема нашего путешествия (показ слайда презентации) «Почему нужно есть много овощей и фруктов». Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека, узнаем что такое витамины(показ слайда презентации). Наше путешествие будет проходить по станциям страны «Здорового питания»:

1 станция — «Фруктовая»

2 станция –«Овощная»

3 станция –«Витаминная»

4 станция –«Чистулькина»

— А скажите, как вы думаете о чем мы узнаем в каждой из этих станций?

2. 2. Индивидуальная работа в тетради с. , самопроверка.

Ребята, определите , на какие 2 группы можно разбить эти рисунки? ( Это фрукты и овощи), (показ слайда презентации).

-Чтение задания детьми вслух, самостоятельная работа по заданию.

2. 3. Работа в группах.

Учитель объявляет о задании, формирует состав групп, дети рассаживаются по местами начинают самостоятельную подготовку по заранее заготовленным вопросам. Учитель контролирует работу детей, помогает им в выполнении заданий.

1 группа — «Фукты».

Задания для самостоятельной работы.

1. Назовите фрукты, изображённые на рисунке на с. 54 вашего учебника. Растут ли названные вами фрукты в нашем Ставропольском крае?

2. Где растут фрукты?

3. Чем фрукты отличаются от овощей ?

5*. Расскажите о «заморских» фруктах.

Отчёт группы «Фрукты».

1. — Жёлтый, круглый, ты откуда?

— Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовёшь?

Апельсин. Плоды его очень сладкие, ароматные. Дерево похоже на дерево лимона, только без колючек.

2. Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке.

Пищу круглый год дает.

Бананы созревают на банановых пальмах, которые всего 3 метра в высоту. Почти на каждом стволе банана плоды висят громадными гроздьями от 50 до 140 штук.

3. Что за «ЛИ»? Что за «МОН»? В звуках нету смысла, Но едва шепнут «ЛИМОН», Сразу станет кисло.

Лимон кислый из-за большого количества витамина С. Лимонное дерево — небольшое растение высотой до 3 метров. Веточки его с колючками. Листья крупные, яйцевидно-овальные.

Игра «Угадай, фрукт это или овощ?»

Я перечисляю названия фруктов и овощей, бросаю вам мяч, а вы, возвращая его, говорите мне, фрукт это или овощ. (лук, банан, груша, свёкла, яблоко, репа, капуста, апельсин и другие).

2 группа — «Овощи».

1. Назовите овощи, которые изображены на рисунке на с. 54. Растут ли названные вами овощи в нашем Ставропольском крае?

2. Где растут овощи?

3. Чем овощи отличаются от фруктов?

4*. Расскажите о происхождении каких овощей, вы знаете?

Отчёт группы «Овощи».

1. Весной я маме и папе помогаю на огороде сажать картошку, лук, морковку. Мама высаживает рассаду капусты, перца, помидоров. А я помогаю ей поливать. Ещё я знаю, что чеснок сажают на зиму и накрывают.

2. У моей мамы есть журнал «Приусадебное хозяйство». Там написано, как правильно высаживать и ухаживать за каким овощем отгадайте.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

Морковь.

В далёком прошлом морковь считалась лакомством для гномов. Есть легенда, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

3. Я с мамой и папой ходил на овощной рынок. Там продают много овощей, которые растут и у нас на огороде. Это картофель, помидоры, огурцы, капуста, лук, чеснок, свёкла, кабачки, перец. Отгадайте, о каком овоще я хочу рассказать?

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

На грядке нет сочней…

Помидор.

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.

4. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

Картофель.

На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе

— Спасибо ребята, молодцы. Из ваших сообщений мы узнали об истории появления некоторых овощей на наш стол.

— Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.

Физкультминутка.

— А теперь отправляемся в город «Витаминный», где нас ждут полезные друзья.

Учебник страница 54, 55.

— Посмотрите, в зелёной одежде нас встречает витамин А, в синей одежде витамин В, а в красной – витамин С.

— Что в руках у друзей – витаминов? (корзина с овощами и фруктами).

— А почему у них разные овощи и фрукты? (в разных овощах и фруктах содержатся разные витамины).

3 группа — «Витаминнки».

Прочитайте текст на с. 54, 55, сделайте вывод и расскажите ребятам:

1. В каких овощах содержится витамин А? (капуста, морковь, помидоры)

2. Прочитайте, что говорит нам витамин А. Для чего он нужен человеку? (чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы).

3. В каких овощах и фруктах есть витамин В? (свёкла, яблоко, редиска, зелень салата).

4. Для чего нужен этот витамин?

5. А где же мы встретим витамин С? ( в черной и красной смородине, лимоне, луке).

6.Для чего он нужен человеку? 

Чтение вывода на с. 55.

Прослушивание рассказа о витаминах — работа с ПК( диск).

Для чего надо есть овощи и фрукты? Что говорит вам Мудрая Черепашка?(В них содержится витамины и полезные вещества.) Показ слайда.

Так что же такое витамины? ( Витамины — это вещества, необходимые для здоровья человека) .

-Отправляемся в следующий город, а называется она «Чистулькин». (показ слайда).

Муравьишка выкопал морковку и понес ее домой, как вы думаете, кто может встретиться на его пути? (ЗлючкаГрязючка). Да, она любит грязь, а что должен сделать Муравьишка, чтобы она не появилась? (вымыть морковку).

Придумайте сказочную историю по рисунку на с. 55.

Выполняя работу, на наших руках появляется множество микробов. И перед едой нужно обязательно мыть руки! Не забывайте о правилах гигиены. Овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением.

— Ребята, а какое сейчас время года? (весна)

-Особенно весной организм человека нуждается в витаминах, поэтому ежедневно нужно употреблять овощи,  фрукты. И с наступлением весны, люди начинают работать в садах и огородах.

-А кто скажет для чего?

— Правильно, начинать готовить грядки для овощей.

А овощей на наших грядках можно вырастить огромное количество. И для этого, чтобы получить вот такой урожай, нужно много потрудиться. Помогайте своим родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год. И не забывайте, что в свежих фруктах и овощах их намного больше. Показ слайда, чтение текста на слайде.

Игра «Помоги Черепахе и приготовить борщ, а Муравьишке компот, работа с ПК (диск).

IV. Подведение итогов.

Наше путешествие по стране «Здоровое питание» подошло к концу.

— Ребята, а что полезного вы узнали сегодня и повторили?

— Что вы запомнили на уроке?

— Что вам понравилось?

_-Что вы пожелаете всем ребятам и нашим гостям?

-Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. И жители страны «Здорового питания» угощают вас вкусными фруктами. Ешьте на здоровье! ( дети гости получают фрукты)






map