Методическая разработка урока по курсу Окружающий мир в 4 классе



Мочалова М.А.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ 374

Разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 4 классе

по теме «Тундра»

УМК «Школа России» А. А. Плешаков

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

Содержание урока:

Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.

Природные особенности зоны тундры, флора и фауна.

Экологические связи в зоне тундры.

Занятия местного населения.

Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы.

Природоохранные мероприятия.

Животные из Красной книги России. Заповедники.

Характеристика деятельности учащихся:

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

находить на карте природных зон зону тундры;

характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;

выявлять экологические связи в зоне тундры;

извлекать из дополнительной литературы (книг «Зелёные страницы», «Атлас определитель», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

характеризовать зону тундры по плану;

моделировать природные особенности тундры;

рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и, возникших вследствие этого, экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

формулировать выводы по изученному материалу;

оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование:

карта «Природные зоны России»;

мультимедийная презентация.

Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный момент.

Слайд 2.

II. Проверка домашнего задания.

Разгадывания кроссворда.

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с небольшим красным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика — царство снега и :.

5. Растения, живущие в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

— Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

Слайд 3.

III. Целеполагание.

— Что хотите узнать об этой природной зоне?

Местонахождение

Погодные условия

Растительный мир

Животный мир

Занятия населения

Слайд 4.

IV. Работа по новой теме.

Работа с картой.

— Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту?

(Тундра протянулась с Запада на Восток почти по всему побережью Северных морей. Эта зона находится южнее Арктических пустынь. Расположена на материке Евразия.)

Слайд 5.

Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная», «враждебная».

— В каком тепловом поясе находится эта природная зона? ( За линией северного полярного круга)

— Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

Слайд 6.

На тысячи километров с запада на восток — холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замершая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 — 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

— Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть года мокрая? Ваши предложения.

(Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

— Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия.

Слайд 7.

— Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

— Как растения приспособились к жизни?

Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые, стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

— В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Слайд 8.

Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

V. Физкультминутка

VI. Работа по новой теме.

Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на с. 88-89 учебника.

Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?

(В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.)

Слайд 9.

Серый журавль — очень крупная птица. Размах крыльев около 2,5 метров. Перелёты совершает стаями. Весенний прилёт в конце апреля- мае.

Слайд 10

Северный олень очень крупная птица. Размах крыльев около 2,5 метров. Перелёты совершает стаями. Весенний прилёт в конце апреля- мае.

Слайд 11

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

Слайд 12

Белая куропатка — растениеядная птица, меняется оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Слайд 13

— Определи, о каком животном идет речь.

«Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное, неутомимое. День — деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им он и питается».

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по новой теме.

1. Работа по учебнику. С. 91-92

2. Сообщение учащихся.

Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.

Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.

Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.

В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы — озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки — основная пища песца.

Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков — от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.

Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища — тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции.

Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты — обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.

Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов.

IX. Работа в рабочей тетради на печатной основе.

С.28-29 задание 3, 5,6.

Слайд 14

X. Работа по учебнику.

Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра и человек» на с. 93-95 учебника.

Учащиеся самостоятельно читают.

Слайд 15

— Какое основное занятие населения тундры?

(Основное занятие — оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа.)

— Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека?

(От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота — браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.

Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

— Что нужно сделать, чтобы нс допустить нарушения экологических связей в тундре?

(Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники.)

Слайд 16

XI. Закрепление.

— Разгадайте кроссворд (с иллюстрациями).

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: «краснозобая:» (Казарка)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка)

6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами. (Голубика)

7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину. (Морошка)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк)

11. Олений мох. (Ягель)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника)

Слайд 17

Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

Слайд 18

XII. Домашнее задание.

Подготовить сообщение об охране природы.

Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры.

Прочитать статью учебника страницы 87-97.

Слайд 19

XIII. Итог урока.

Игра «Да» — «Нет».

Слайд 20

XIV. Оценивание.

ЛИТЕРАТУРА

Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М.: Просвещение, 2006.

Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2008.

Н.В. Лободина. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. М.: ВАКО, 2004.

http://festival.1september.ru




map